Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 15457-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее соответственно - законопроект, Фонд, ОМС) разработан в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 14 октября 2016 г. (по базовому варианту).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, исходя из численности граждан, застрахованных по ОМС по состоянию на 1 апреля 2016 г. в количестве 146,5 млн. человек, в том числе неработающего населения - 85,3 млн. человек.
Доходы
Доходная часть бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов спланирована в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2017 год в сумме 1705,9 млрд. рублей, на 2018 год - 1841,1 млрд. рублей, на 2019 год - 2067,4 млрд. рублей.
Доходы бюджета Федерального фонда будут формироваться за счет поступлений страховых взносов на ОМС в 2017 году на 98,4%, в 2018 году - 99%, в 2019 году - 99,9%.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2017 год в сумме 1678,6 млрд. рублей, на 2018 год - 1814,4 млрд. рублей, на 2019 год - 2065,7 млрд. рублей. Указанный объем складывается из страховых взносов на ОМС работающего населения с учетом недоимки и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год в размере 20 476 млрд. рублей, на 2018 год - 21 637 млрд. рублей, на 2019 год - 22 737 млрд. рублей.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2017 год в сумме 1059,9 млрд. рублей, на 2018 год - 1145,2 млрд. рублей, на 2019 год - 1396,5 млрд. рублей с учетом взимания недоимки прошлых лет за счет передачи полномочий по администрированию указанных страховых взносов Федеральной налоговой службе.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения рассчитан в 2017 - 2018 годах по тарифу 5,1%. Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 14 октября 2016 г. N ДМ-П12-66пр по обеспечению долгосрочной сбалансированности бюджета Фонда на 2019 год расчет страховых взносов произведен по тарифу 5,9% без ограничения предельной величины базы для начисления страховых взносов, что позволит сохранить достигнутый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" уровень оплаты труда медицинских работников.
Для создания правового основания для увеличения тарифа страховых взносов на ОМС работающего населения подготовлены соответствующие изменения Налоговый кодекс Российской Федерации.
В расчете поступления указанных взносов на 2017 год коэффициент сбора принят в размере 0,984, на 2018 - 2019 годы - 0,985, коэффициент корректировки фонда заработной платы на 2017 год - в размере 1,04, на 2018 - 2019 годы - 1,033.
По плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по полному тарифу планируется собрать страховых взносов в 2017 году 1033,5 млрд. рублей, в 2018 году - 1096,1 млрд. рублей, в 2019 году - 1363,2 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2017 году в сумме 7,8 млрд. рублей, в 2018 и 2019 годах по 0,001 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, рассчитано исходя из фиксированного размера страхового взноса на ОМС, определенного как произведение минимального размера оплаты труда (2017 год - 7500 рублей, в 2018 году - 7800 рублей, в 2019 году - 8112 рублей), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в 2017 - 2018 годах в размере 5,1%, в 2019 году - 5,9%, увеличенное в 12 раз, и численности данной категории плательщиков (4,1 млн. человек). По данной категории планируются поступления в доходы бюджета Фонда в 2017 год в сумме 18,6 млрд. рублей, в 2018 году - 19,3 млрд. рублей, в 2019 году - 23,3 млрд. рублей.
Размер учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения прогнозируется на 2017 год в сумме 27,4 млрд. рублей, на 2018 год - 26,7 млрд. рублей, на 2019 год - 1,7 млрд. рублей. Уменьшение размера межбюджетных трансфертов на указанные цели в 2019 году объясняется переходом большинства категорий "льготных" плательщиков страховых взносов на полный тариф.
Расчет указанных выпадающих доходов произведен по данным о размерах облагаемой базы для начисления страховых взносов по категориям плательщиков, для которых установлен пониженный тариф, содержащимся в отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации, по форме РСВ-1 ПФР.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения рассчитан в соответствии с требованиями Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения", Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" исходя из численности застрахованного по ОМС неработающего населения по состоянию на 1 апреля 2016 г. в количестве 85,3 млн. человек (по данным регистра застрахованных лиц, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
На 2017 - 2019 годы расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации, утвержденных Федеральным законом N 354-ФЗ и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг.
Размер поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2017 определен в размере 618,7 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг 1,0, на 2018 и 2019 годы - 669,1 млрд. рублей ежегодно (коэффициент удорожания 1,0816).
Расходы
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов должны обеспечивать стратегические цели развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральными законами "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Оценка расходов бюджета Фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2017 год в сумме 1735,0 млрд. рублей, на 2018 год - 1911,7 млрд. рублей, на 2019 год - 2022,3 млрд. рублей.
В структуре расходов бюджета Фонда 99,96% составляют расходы на здравоохранение, из них на долю субвенции приходится 93%.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции на 2017 год в сумме 1613,2 млрд. рублей, на 2018 год - 1793,5 млрд. рублей, на 2019 год - 1886,5 млрд. рублей.
Прирост субвенции по сравнению с предыдущим годом в 2017 году составит 154,6 млрд. рублей, или 10,6%, в 2018 году - 180,3 млрд. рублей (11,2%), в 2019 году - 92,9 млрд. рублей (5,2%).
На 2017 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования", на основе численности застрахованных лиц (146,5 млн. человек), подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации.
Запланированный размер субвенции обеспечивает размер подушевого норматива на 2017 год - 9335,7 рублей, на 2018 год - 10 379,3 рублей, на 2019 год - 10 917,1 рублей. Указанный размер подушевого норматива учтен в проекте постановления Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
За счет субвенций обеспечивается реализация базовой программы ОМС, в рамках которой оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь и диспансеризацию, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь по установленному перечню.
Оплата указанной медицинской помощи осуществляется по тарифам, учитывающим расходы медицинских организаций, установленные Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (часть 7 статьи 35).
Объем направляемой субвенции на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС обеспечивает реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в части повышения заработной платы медицинских работников по согласованному на совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 24 июня 2016 г. сценарию достижения целевых показателей уровня соотношения средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе:
в 2017 году: по врачам - 180%, среднему медицинскому персоналу - 90%, младшему медицинскому персоналу - 80%;
в 2018 году: по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100%, младшему медицинскому персоналу - 100%.
В 2019 году необходимо поддерживать достигнутый в 2018 году уровень соотношения средней заработной платы указанных категорий медицинских работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства на 2017 - 2019 годы в размере 96,7 млрд. рублей ежегодно с учетом погружения 4 методов высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС в 2017 году и дальнейшего поэтапного расширения перечня видов (методов) высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых в рамках базовой программы ОМС.
Указанные средства будут направляться:
- на выполнение государственного задания федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, в размере 90,7 млрд. рублей;
- на софинасирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации, в размере 6 млрд. рублей.
Законопроект предусматривает бюджетные ассигнования на предоставление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, на условиях софинансирования указанных выплат из бюджета Федерального фонда в размере 60%.
С 2012 года единовременные компенсационные выплаты получили 20,3 тыс. медицинских работников. На эти цели в бюджете Фонда на 2017 год предусматривается выделить 3,2 млрд. рублей.
Для создания правового основания продления единовременных компенсационных выплат подготовлены соответствующие изменения в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В целях улучшения демографической ситуации в 2017 - 2019 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2017 год в сумме 18,1 млрд. рублей, на 2018 год - 18,2 млрд. рублей, на 2019 год - 17,4 млрд. рублей. Также указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в законопроекте учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца на 2017 год в размере 1,3 млрд. рублей, на 2018 и 2019 годы - по 0,6 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2017 год в размере 1,7 млрд. рублей, на 2018 год - 1,9 млрд. рублей, на 2019 год - 20,4 млрд. рублей для исполнения расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов для их финансового обеспечения.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, планируются бюджетные ассигнования на 2017 год в сумме 724,7 млн. рублей, на 2018 год - 711,7 млн. рублей, на 2019 год - 703,6 млн. рублей. Расходы на указанные цели составляют в 2017 - 2018 годах 0,04% в общих расходах бюджета Фонда, в 2019 году - 0,03%.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Дефицит бюджета Федерального фонда на 2017 год в размере 29 млрд. рублей и на 2018 год - 70,6 млрд. рублей будет обеспечен переходящими остатками средств бюджета Федерального фонда. В 2019 году прогнозируется профицит в размере 45,1 млрд. рублей.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект, Фонд, ОМС) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 14 октября 2016 г.
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Фонда на 2017 год в сумме 1705,9 млрд. рублей, на 2018 год - 1841,1 млрд. рублей, на 2019 год - 2067,4 млрд. рублей.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением ряду плательщиков страховых взносов пониженных тарифов предусмотрены на 2017 год в сумме 27,4 млрд. рублей, на 2018 год - 26,7 млрд. рублей, на 2019 год - 1,7 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается утвердить общий объем расходов бюджета Фонда на 2017 год в сумме 1735,0 млрд. рублей, на 2018 год - 1911,7 млрд. рублей, на 2019 год - 2022,3 млрд. рублей.
Предусматривается предоставление субъектам Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, предусмотренных в бюджете Федерального фонда на 2017 год в сумме 1613,2 млрд. рублей, на 2018 год - 1793,5 млрд. рублей, на 2019 год - 1886,5 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда в 2017 - 2019 годах 96,7 млрд. рублей ежегодно, в том числе:
- на выполнение государственного задания федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, в размере 90,7 млрд. рублей;
- на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации, -6 млрд. рублей.
Планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2017 году в сумме 18,1 млрд. рублей, в 2018 году - 18,2 млрд. рублей, в 2019 году - 17,4 млрд. рублей. Также указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца предусмотрены на 2017 год в размере 1,3 млрд. рублей, на 2018 - 2019 годы - по 0,6 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2017 год в сумме 724,7 млн. рублей, на 2018 год - 711,7 млн. рублей, на 2019 год - 703,6 млн. рублей.
Дефицит бюджета Фонда на 2017 год в размере 29 млрд. рублей, на 2018 год - 70,6 млрд. рублей будет обеспечен переходящими остатками средств бюджета Фонда, на 2019 год профицит составит 45,1 млрд. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнители разработки проектов |
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" |
проекта федерального закона |
одновременно с проектом федерального закона |
Изменение тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование с 1 января 2019 г. |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" |
проекта федерального закона |
одновременно с проектом федерального закона |
Продление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на 2017 год |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" |
проекта федерального закона |
одновременно с проектом федерального закона |
Исключение из расходов бюджета ФОМС дотации на сбалансированность, передаваемой федеральному бюджету из бюджета ФОМС |
Минздрав России Минфин России Минэкономразвития России ФОМС |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.