Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке, рассмотрев материалы проекта федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год", внесенного Правительством Российской Федерации, в части финансирования сферы образования и науки, отмечает следующее.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утвержден общий объем расходов федерального бюджета на 2015 год в сумме 15 513 079,3 млн. рублей. В ходе исполнения федерального бюджета в 2015 году изменения бюджетных ассигнований осуществлялись путем внесения изменений в Федеральный закон N 384-ФЗ и сводную бюджетную роспись федерального бюджета в порядке, установленном приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, и характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"* в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
15 513 079,3 |
15 417 298,3 |
(+) 436 981,9 |
(+) 274 475,7 |
(+) 162 506,2 |
15 854 280,2 |
(+) 341 200,9 |
* Общий объем расходов федерального бюджета изменялся федеральными законами от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ, от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 211-ФЗ общий объем расходов федерального бюджета не изменялся.
В 2015 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований увеличен на сумму 341 200,9 млн. рублей, в том числе:
- (-) 298 034,8 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
- (+) 202 253,8 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
- (+) 436 981,9 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Основой представленного отчета об исполнении федерального бюджета за 2015 год является отчет об исполнении расходов федерального бюджета в разрезе государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм), подпрограмм и непрограммных направлений деятельности. Одновременно с указанным отчетом, представлен Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации за 2015 год, подготовленный Минэкономразвития России (далее - Сводный доклад).
В Сводном докладе представлены сведения о кассовом исполнении бюджетных назначений, реализации контрольных мероприятий, достижении значений установленных показателей, исключительно по госпрограммам.
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" достижение стратегических целей и решение приоритетных задач государственной политики в сфере социально-экономического развития и национальной безопасности осуществляется на основе реализации государственных программ, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р (далее соответственно - Перечень государственных программ, государственные программы).
Согласно указанному Перечню государственных программ ответственными исполнителями должны быть разработаны 44 государственные программы* по пяти направлениям: "Новое качество жизни" (14 государственных программ), "Инновационное развитие и модернизация экономики" (18 государственных программ), "Обеспечение национальной безопасности" (2 государственные программы), "Сбалансированное региональное развитие" (6 государственных программ) и "Эффективное государство" (4 государственные программы). Из них в настоящее время утверждены 40 государственных программ**
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (далее - Госпрограмма N 2) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. N 361). Соисполнители отсутствуют. Количество участников - 31.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на реализацию государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы утверждены бюджетные ассигнования на 2015 год в сумме 441 104,9 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2015 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
441 104,9 |
424 404,4 |
(+) 23 243,7 |
(+) 1 361,2 |
(+) 21 882,5 |
447 648,1 |
(+) 6 543,2 |
В разрезе подпрограмм исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе в 2015 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
Государственная программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы |
424 404,4 |
447 648,1 |
446 733,0 |
105,3 |
99,8 |
Подпрограмма "Развитие профессионального образования" |
389 444,5 |
391 351,3 |
390 746,3 |
100,3 |
99,8 |
Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" |
20 571,6 |
41 404,7 |
41 395,5 |
во много раз |
99,9 |
Подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" |
913,3 |
992,2 |
981,1 |
107,4 |
98,9 |
Подпрограмма "Вовлечение молодежи в социальную практику" |
1 092,0 |
1 135,6 |
1 121,3 |
102,7 |
98,7 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в области образования" |
1 577,7 |
1 508,1 |
1 507,9 |
95,6 |
99,9 |
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы |
10 490,0 |
10 941,1 |
10 689,0 |
101,9 |
97,7 |
ФЦП "Русский язык" на 2011 - 2015 годы |
315,2 |
315,2 |
291,9 |
92,6 |
92,6 |
Данные по финансированию Госпрограммы N 2 в 2015 году:
- в соответствии с паспортом - 441 523 516,5 тыс. рублей;
- утверждено Федеральным законом о бюджете - 424 404 394,3 тыс. рублей;
- кассовое исполнение по данным Минобрнауки России - 446 733 044,3 тыс. рублей;
- кассовое исполнение по данным Минфина России - 446 733 044,2 тыс. рублей;
- сводная бюджетная роспись на 31 декабря 2015 г. - 447 648 130,8 тыс. рублей.
Уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета в 2015 году по основным мероприятиям Госпрограммы N 2 составил 97,9 процента.
По данным Минобрнауки России основными факторами, повлиявшими на ход реализации Госпрограммы N 2 в 2015 году, являются:
- негативные макроэкономические процессы: снижение темпов роста и рецессия российской экономики в целом, а также ее отдельных отраслей на фоне сохраняющейся зависимости бюджетных доходов и расходов от колебаний цен на энергоносители на мировых рынках;
- возникновение бюджетного дефицита и, как следствие, недостаточное бюджетное финансирование, секвестирование бюджетных расходов, как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- диспропорции в финансово-экономических возможностях субъектов Российской Федерации и невыполнение ими в полном объеме принятых финансовых обязательств;
- ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, что привело:
к недостаточному ресурсному обеспечению запланированных мероприятий;
- повышению стоимости услуг, обусловленному усилением инфляции, возможные конфликты интересов партнерских структур.
Реализация в 2015 году мероприятий Госпрограммы N 2 в целом позволила достичь ожидаемых результатов.
По мнению Минобрнауки России степень достижения показателей Госпрограммы N 2 в 2015 году составила 93,3 процента.
Согласно отчетным данным Минобрнауки России в 2015 году из 101 показателя Госпрограммы N 2, ее подпрограмм и федеральных целевых программ в составе Госпрограммы N 2 по 98 показателям предусмотрены плановые значения. Из указанных 98 показателей по 12 показателям отсутствуют или представлены прогнозные (предварительные) данные (их фактические значения рассчитываются в рамках статистических работ позднее 1 марта года, следующего за отчетным).
В 2015 году не были достигнуты плановые значения 21 показателя:
- "Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования)" (план - 100%, факт - 99%) по причине вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, положительной демографической ситуации, а также отличия стартовых показателей доступности дошкольного образования до начала реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования;
- "Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ с худшими результатами единого государственного экзамена" (план - 1,81%, факт - 2,3%) в связи с тем, что в 2015 году ЕГЭ по математике был разделен на два уровня: базовый и профильный. Следовательно, расчет результатов производится по трем предметам, причем один из них оценивается в пятибалльной системе (ЕГЭ по математике базового уровня), а также ввиду того, что в 2014 году минимальный порог по математике профильного уровня был увеличен с 24 до 27 баллов;
- "Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет)" (план - 86%; факт - 65%). Причины отклонения фактического значения показателя от планируемого отражены не были;
- "Структура подготовки кадров по профессиональным образовательным программам (удельный вес численности выпускников, освоивших профессиональные образовательные программы соответствующего уровня, в общей численности выпускников): образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата" (план - 29,5%, факт - 27,7%). Снижение фактического значения показателя обусловлено высоким уровнем отчисленных студентов, обучавшихся по образовательным программам бакалавриата - 7,8%, при существенно низком уровне отчисленных выпускников специалитета - 3 процента;
- "Структура подготовки кадров по профессиональным образовательным программам (удельный вес численности выпускников, освоивших профессиональные образовательные программы соответствующего уровня, в общей численности выпускников): программы высшего образования - программы магистратуры" (план - 4,9%, факт - 3,6%). Снижение фактического значения показателя обусловлено более высоким уровнем отчисленных студентов (по причинам, не связанным с выпуском), обучающихся по образовательным программам магистратуры;
- "Число разработанных образовательных программ для подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, разработанных в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональным стандартом педагога" (план - 23 ед., факт - 0 ед.). В соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 1115н применение профессионального стандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года.
Из 10 показателей, соответствующих и обеспечивающих достижение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и 599, ответственным исполнителем Госпрограммы N 2 представлены предварительные данные по 2 показателям, достигнуты значения 5 показателей.
Вместе с тем Счетная Палата Российской Федерации дает иные оценки.
Всего по госпрограмме предусмотрено к реализации в 2015 году 97 плановых показателей (индикаторов) уровня госпрограммы, подпрограмм и ФЦП, из них по 13 показателям фактические значения в годовом отчете ответственного исполнителя не приведены.
Учитывая, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 13,4% (превышает 10 %), указанная госпрограмма, по мнению Счетной палаты, не подлежит оценке эффективности. Вместе с тем уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 74,4%, что соответствует низкому уровню выполнения.
На реализацию мероприятий (абзац десятый подпункта "а" пункта 1 Указа N 599) по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) и сводной бюджетной росписью на 2015 год предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в объеме 10 500 млн. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 930-р утверждено распределение субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку в 2015 году 14 ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках подпрограммы "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Кассовое исполнение указанных расходов федерального бюджета в 2015 году составило 100%.
Вместе с тем Счетная Палата отмечает риск недостижения показателя Указа N 599, предусматривающего вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов. Несмотря на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, установленное государственной программой Российской федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы значение показателя "число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов" остается равным одному университету ежегодно в течение 2013 - 2017 годов. Этим вузом является Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, который в 2015 году занял 86 место в рейтинге ARWU - академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities). При этом Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова не является получателем указанной субсидии в рамках проекта "5 - 100".
По данным Минобрнауки России, численность детей в возрасте от трех до семи лет, не обеспеченных местом в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, в федеральном сегменте электронной очереди по состоянию на 1 января 2016 г. составила 62 106 человек (по состоянию на 1 июня 2016 года - 43 096 человек, детей до трех лет - 176 566 человек). В 2015 году в рамках реализации проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования создано 333 741 место.
Общая численность детей в возрасте от трех до семи лет, поставленных на учет для предоставления места в государственных или муниципальных организациях дошкольного образования, зарегистрированных в электронной очереди, на 1 января 2016 года составила 214 187 человек (на 1 мая 2016 года - 335 661 человек).
Счетная плата в своем заключении указывает на то, что по итогам 2015 года не были достигнуты плановые значения по 21 показателю (индикатору). Так, не достигнуто плановое значение показателей, определяющих доступность дошкольного образования и охват детей дошкольными образовательными организациями:
показатель "Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования" не выполнен (факт - 99%, план - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599);
показатель "Отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет" не выполнен (факт - 14,9%, план - 21%).
Наиболее острой проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет остается в 5 субъектах Российской Федерации, где показатель доступности дошкольного образования для данной возрастной группы ниже 90% (Республика Тыва (88,2%), г. Севастополь (84,3%), Республика Крым (82,4%), Республика Дагестан (78,2%), Республика Ингушетия (40,2%).
Не достигнуто значение показателя Указа N 599 (абзац 5 подпункта "в" пункта 1) "увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета". Фактический охват детей указанной возрастной группы дополнительным образованием в 2015 году составил 65%.
Следует также отметить риск неисполнения положения Указа N 599 об обучении 50% детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Так, государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295, не учтено данное положение Указа N 599 и Федеральным законом N 384-ФЗ (с изменениями) бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены.
Отсутствует анализ степени взаимного влияния показателей (индикаторов) госпрограммы на показатели (индикаторы) других госпрограмм, что создает риски их недостижения. Так, целевые значения показателей (индикаторов) госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" не сбалансированы с целевыми значениями показателей для данного макрорегиона, в том числе в госпрограммах "Содействие занятости населения", "Социальная поддержка граждан", "Развитие здравоохранения". Достижение целевых значений указанных показателей (индикаторов) характеризует качественные улучшения социально-экономической ситуации в макрорегионе. Вместе с тем целевые значения показателей (индикаторов) госпрограммы имеют тенденцию к снижению или остаются на неизменном уровне.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы
Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (далее - Госпрограмма N 14) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301. Срок реализации Госпрограммы N 14 в соответствии с паспортом - 2013-2020 годы. Соисполнители отсутствуют, участников - 20.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2015 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
164 423,0 |
150 656,7 |
(+) 160,1 |
(+) 423,7 |
(-) 263,6 |
150 816,8 |
(-) 13 606,2 |
В разрезе подпрограмм исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе в 2015 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
Государственная программа "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы |
150 656,7 |
150 816,8 |
149 717,8 |
99,4 |
99,3 |
Подпрограмма "Фундаментальные научные исследования" |
97 995,7 |
101 679,4 |
101 038,2 |
103,1 |
99,4 |
Подпрограмма "Прикладные проблемно ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий" |
3 025,2 |
3 239,9 |
3 239,9 |
107,1 |
100,0 |
Подпрограмма "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" |
12 712,4 |
8 056,2 |
8 056,2 |
63,4 |
100,0 |
Подпрограмма "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок" |
3 863,1 |
3 863,1 |
3 863,1 |
100,0 |
100,0 |
Подпрограмма "Международное сотрудничество в сфере науки" |
8 675,9 |
8 862,5 |
8 897,9 |
102,6 |
100,4 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы |
2 520,7 |
3 078,2 |
3 065,2 |
121,6 |
99,6 |
ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" |
21 390,2 |
21 390,2 |
21 215,4 |
99,2 |
99,2 |
ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы |
473,4 |
647,2 |
341,8 |
72,2 |
52,8 |
Реализация в 2015 году мероприятий Госпрограммы N 14 в целом позволила достичь ожидаемых результатов. По данным ответственного исполнителя представленные в рамках годового отчета значения большого числа показателей Госпрограммы N 14 носят предварительный характер и могут быть представлены в 3 квартале 2016 года, поскольку полностью аккумулируются в системе к концу 2 квартала года, следующего за отчетным.
Степень достижения показателей Госпрограммы N 14 в 2015 году составила 80,9 процента. Достигнуты плановые значения 26 из 36 показателей Госпрограммы N 14. Так, например, не достигнуты плановые значения показателя "Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России в расчете на 10 тыс. человек населения)" (план - 2,3 ед., факт - 1,65 ед.). Минобрнауки России отмечает, что отклонение обусловлено недостаточностью поддержки прикладных исследований и экспериментальных разработок. Проведенный анализ показал, что государственная составляющая финансового обеспечения, в том числе прикладных исследований и разработок, является достаточной и основные усилия должны быть направлены на увеличение доли внебюджетного финансирования. Вместе с тем необходимо отметить достижение показателя "Удельный вес России в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science)" (план - 2,12%, факт - 2,29%), который обеспечивает достижение соответствующего показателя Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599.
Степень выполнения контрольных событий Госпрограммы N 14 в 2015 году составила 64,2% (наступили 20 контрольных событий плана реализации из запланированных 26, в том числе 6 наступили позже срока. Наступили 37 контрольных событий детального плана-графика реализации Госпрограммы N 14 из 46 запланированных). В качестве предложений по дальнейшей реализации Госпрограммы N 14 Минобрнауки России предлагает провести корректировку и оптимизацию структуры и состава показателей Госпрограммы N 14.
В свою очередь, Счетная Палата Российской Федерации отмечает, что в ГП-14 отсутствуют задачи, поставленные в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года:
развитие негосударственного сектора исследований и разработок, а также постепенное увеличение количества негосударственных организаций;
увеличение доли финансирования исследований, поступающих из негосударственных источников.
Значения показателей ГП-14 не в полной мере соответствуют значениям, установленным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Так, в ГП-14 удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), на 2016 год определен в размере 2,23%, на 2020 год - 2,46%, что не соответствует целевому показателю Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, который установлен на 2016 год в размере 2,5%, на 2020 год - 3%.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определен показатель "средний возраст исследователей" на 2016 год - 45 лет, на 2020 год - 43 года. В то же время в подпрограмме 1 "Фундаментальные научные исследования" ГП-14 данный показатель установлен на 2016 год - 46,8 лет, 2020 год - 44,9 лет. При этом в ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" установлен показатель (индикатор) "Средний возраст исследователей - участников Программы", который соответствует показателям, установленным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В ГП-14 не в полной мере нашел отражение ряд положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", а именно: "Увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей" и "Увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП" (в 2014 году плановое значение показателя 1,77% не достигнуто и составило 1,19%). Следует отметить, что информация о достижении показателя за 2015 год имеет предварительный характер и будет опубликована Росстатом в III квартале 2016 года.
В ГП-14 установлено значение показателя "Достижение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) до 2,11 %", что не соответствует значению указанного показателя, установленному в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 - 2,44%. Согласно ГП-14 достижение значения, установленного Указом N 599, предусматривается только к 2019 году (2,45%). По предварительным данным, значение этого показателя за 2015 год составило 2,31% при плановом значении 2,12%.
Учитывая, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 75,9% (превышает 10%), указанная госпрограмма, по мнению Счетной палаты, не подлежит оценке эффективности.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной Палатой установлено, что показатели указов Президента Российской Федерации не полностью учтены в госпрограммах, а значения показателей по ряду госпрограмм не соответствуют значениям показателей указов Президента Российской Федерации.
Так, в госпрограмму "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы не включены показатели "Увеличение к 2018 году общего финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей" и "Увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% внутреннего валового продукта".
Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает возможным согласиться с выводами Счетной палаты о том, что в результате переформатирования федерального бюджета из традиционного формата в формат госпрограмм не достигнута основная цель - увязка бюджетных ассигнований с конкретными достижимыми показателями и мероприятиями.
Комитет Государственной Думы по образованию, рассматривая проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и исходя из положений Бюджетных посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также учитывая замечания Счетной палаты Российской Федерации в части финансирования сферы образования, отмечал, что приоритетом бюджетной политики должно стать безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций, выполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Комитет отмечал, что для исполнения поручений Президента Российской Федерации по обеспечению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет требуется пролонгация финансирования модернизации региональных систем дошкольного образования, по крайней мере, на 2015 и 2016 годы. В проекте бюджета необходимо было предусмотреть предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию программ (проектов) развития дошкольного образования на уровне 2014 года в сумме 50 млрд. рублей.
Были подготовлены поправки к проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в части увеличения субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Межбюджетные трансферты), которые были приняты.
Исходя из изложенного, а также полагая что:
система образования является неотъемлемой составляющей системы национальной безопасности Российской Федерации;
состояние системы образования оказывает влияние на все составляющие социальной сферы, повышая социальную защищенность граждан на рынке труда, способствуя формированию подрастающего поколения молодых российских граждан, развивая культурный потенциал общества, Комитет считает что:
1. в части приоритетов финансирования:
необходимо продолжать программу софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, обеспечивающих ликвидацию обучения детей во вторую и третью смены;
обеспечить предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом;
2. в части совершенствования бюджета и государственных программ:
государственные программы "Развитие образования" и "Развитие науки и технологий" нуждаются в приведении в соответствие как актуальным документам, определяющим государственную образовательную и научную политику, так и объемам бюджетного финансирования, выделяемым на ее реализацию и другим программам, принятым и реализуемым в Российской Федерации;
необходимо провести анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценку состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограмм и их увязку с мероприятиями;
необходимо привести в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе ресурсное обеспечение реализации Государственных программ "Развитие образования" и "Развитие науки и технологий" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, показатели (индикаторы) госпрограммы откорректировать;
необходимо сокращение внепрограммной части бюджета, поскольку она схожа по расходам и направлениям финансирования с программной частью. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность размещения расходов раздела "Обеспечение деятельности отдельных федеральных государственных органов" в составе государственной программы "Развитие образования", а расходов раздела "Реализация функций иных федеральных органов исполнительной власти" в части финансирования деятельности федеральных органов исполнительной власти перевести в программно-целевой залог. Для этого необходимо разработать и утвердить индикаторы, показатели и их значения для их деятельности в рамках бюджетного процесса.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1134020-6 "Об исполнении федерального бюджета за 2015 год".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
_____________________________
* Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. N 805-р (далее - распоряжение) в направление "Новое качество жизни" Перечня государственных программ была включена государственная программа "Реализация государственной национальной политики" (ответственный исполнитель - ФАДН России).
** Государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса" утверждена Правительством Российской Федерации 16 мая 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.