Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 29421-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время органы службы занятости при признании безработными в установленном порядке ищущих работу впервые детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей назначают пособие по безработице в соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Учитывая, что вопросы оказания социальной поддержки безработных граждан, к которой в том числе относятся выплата пособия по безработице и стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, регулируются Законом Российской Федерации от 19 мая 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения), проектом федерального закона предлагается пункт 5 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ исключить и дополнить Закон о занятости населения новой статьей 28.1, определяющей дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также внести соответствующие изменения в статьи 29, 30, 31 и 34 Закона о занятости населения.
Согласно действующей норме пункта 5 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ "ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе". Данная норма направлена на то, чтобы при дополнительной поддержке государства в части выплаты пособия по безработице в повышенном размере в течение 6 месяцев органы службы занятости в соответствии с абзацем вторым пункта 5 указанной статьи могли осуществить профессиональную ориентацию, организовать, при необходимости, профессиональное обучение, т.е. помочь гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, найти работу.
Вместе с тем согласно статье 28 Закона о занятости населения государство гарантирует безработным гражданам социальную поддержку не только в виде выплаты пособия по безработице, но и в виде выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (далее - обучение). По сложившейся практике признанные безработными граждане, относящиеся к категории детей-сирот, впервые ищущих работу, в течение указанного 6-месячного периода сначала получают пособие по безработице, при направлении их на обучение в течение этого же периода выплата пособия по безработице прекращается и со дня начала обучения им выплачивается стипендия, которая до истечения 6-месячного периода также выплачивается в повышенном размере.
Изменения, вносимые в Закон о занятости населения, предусматривают установление на законодательном уровне возможности получения в течение 6 месяцев в повышенном размере не только пособия по безработице, но и стипендии в период обучения.
Также вносимые изменения позволят органам службы занятости в целях обеспечения гарантий дополнительной социальной поддержки детей-сирот отнести к категории впервые ищущих работу (ранее не работавших) граждан, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости принимали участие во временном трудоустройстве в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, поскольку перечисленные случаи, являясь кратковременным трудоустройством, по сути, не свидетельствуют о том, что эти граждане ранее осуществляли полноценную трудовую деятельность.
Такое расширение категории граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), повлечет увеличение размера средств федерального бюджета на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на 185225,0 тыс. рублей в связи с увеличением численности получающих пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.
Одновременно следует отметить, что в настоящее время органы службы занятости осуществляют выплату пособия по безработице гражданам, относящимся к категории детей-сирот, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости принимали участие во временном трудоустройстве в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, в повышенном размере в пределах выделенных средств федерального бюджета по решению судов (например, в Пермском крае за 2015 год выплата пособия безработным гражданам данной категории в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации, по решению судов осуществлялась в 50 случаях, в 2016 года аналогичных случаев уже 37).
Кроме того, учитывая, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит термина "статус безработного", а термин "республика, край, область, города Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ" подразумевает "субъект Российской Федерации", проектом федерального закона предусмотрены соответствующие изменения.
Также проектом федерального закона предлагается изменить редакцию пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ в целях привидения к единообразию положений указанного закона и Закона о занятости населения (абзацы второй и пятый подпункта восьмого пункта 1 статьи 7.1-1, абзац четвертый пункта 1 статьи 12).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует в 2017 году увеличения размера средств федерального бюджета на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на 185225,0 тыс. рублей в связи с увеличением численности получающих пособие по безработице в размере средней заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации, за счет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости принимали участие во временном трудоустройстве в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами.
На конец 2015 года численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляла 6615 человек, из них численность получателей пособия по безработице выше установленной максимальной величины - 5515 человек. Таким образом, численность лиц данной категории, получающих пособие не в размере средней заработной платы, сложившейся в субъекте Российской Федерации, составляет 1100 человек.
Учитывая, что в эту численность включаются лица, имеющие опыт работы, но не относящиеся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости принимали участие во временном трудоустройстве в свободное от учебы время, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, дополнительная потребность в средствах федерального бюджета на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, исходя из прогнозируемого размера средней заработной платы на 2017 год, равного 40092 рублей, составит:
(6615-5515)*40092*6*0,7 = 185225,0 тыс. рублей.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.