Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 715823-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации",
внесенному депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся установления ограничений предельных размеров оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
Положение законопроекта, согласно которому установление предельных размеров оплаты труда вышеуказанных лиц будет осуществляться "с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности, показателей результативности таких лиц и объемов производства продукции" нуждается в дополнительном обсуждении, поскольку законопроект не устанавливает, кто и в каком порядке будет определять соответствующие критерии, согласно которым предприятие будет, например, отнесено к предприятию со сложным управлением. Кроме того, указанные критерии в отношении установления предельных размеров оплаты труда необходимо согласовать с нормами статьи 129 Кодекса, согласно которым "заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы". Также в согласовании с нормами статьи 129 Кодекса нуждаются положения частей третьей и четвертой новой редакции статьи 145 Кодекса в части "иных выплат" вышеуказанных лиц, поскольку статья 129 Кодекса, устанавливая понятие "иные выплаты", раскрывает их, в данном же случае не ясно, что под этими выплатами будет пониматься. В этой связи отмечаем, что формулировка "иные выплаты" без ее раскрытия вносит неопределенность в проектируемые нормы, что не согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой запреты и иные установления, закрепленные в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения (см. Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, от 21 января 2010 года N 1-П).
В соответствии с частью третьей новой редакции статьи 145 Кодекса ежемесячный должностной оклад, выплаты стимулирующего характера и иные выплаты вышеуказанным лицам не могут превышать среднемесячное денежное вознаграждение Президента Российской Федерации по показателям предыдущего календарного года. В этой связи нуждается в уточнении, идет ли речь в целом о заработной плате вышеуказанных лиц (исходя из понятия "заработная плата", определенного в статье 129 Кодекса) или же названные суммы каждая в отдельности не может превышать среднемесячное денежное вознаграждение Президента Российской Федерации.
Исключения в части выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров, предусмотренные в части третьей и четвертой новой редакции статьи 145 Кодекса нуждаются в согласовании с нормами статьи 349.3 Кодекса.
Положения части восьмой новой редакции статьи 145 Кодекса в части "иных выплат стимулирующего характера" нуждаются в согласовании с нормами статьи 129 Кодекса и части третьей новой редакции статьи 145 Кодекса. По нашему мнению, выплаты стимулирующего характера в организации могут быть только одни. Кроме того, положения части восьмой новой редакции статьи 145 Кодекса, согласно которым, "порядок и размер иных выплат стимулирующего характера определяются трудовыми договорами" нуждается в согласовании с нормами статьи 135 Кодекса, согласно которым системы оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Обращаем внимание, что применяемое в части четвертой новой редакции статьи 145 Кодекса понятие "трудовой договор (контракт)" применялось в Кодексе законов о труде Российской Федерации, утратившим силу с 1 февраля 2002 года в связи с вступлением в действие Кодекса, которым установлено понятие "трудовой договор". Кроме того, Кодекс не устанавливает возможности "пролонгации" трудового договора.
Кроме того, полагаем необходимым уточнить значение термина "предприятие", используемого в законопроекте, поскольку в соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Заместителя начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.