Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)" разработан в целях совершенствования Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) в части, касающейся исчисления и продления срока содержания под стражей в период досудебного производства.
Согласно статье 162 УПК в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением. При этом срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд (часть девятая статьи 109 УПК), то есть включает в себя срок содержания под стражей не только в период расследования, но и во время, необходимое прокурору для рассмотрения поступившего к нему уголовного дела.
Из-за несогласованности норм, регламентирующих сроки предварительного расследования и содержания под стражей, следователь или дознаватель вынуждены продлевать срок предварительного следствия или дознания. Такое продление осуществляется исключительно в целях содержания обвиняемого под стражей в период рассмотрения прокурором уголовного дела, то есть, когда дальнейшее производство следственных действий уже не требуется, а производство расследования фактически окончено. В связи с этим сроки предварительного расследования необоснованно увеличиваются на срок, необходимый для реализации прокурором полномочий по поступившему уголовному делу. При этом процедура продления срока предварительного расследования также требует значительных временных затрат, в том числе связанных с необходимостью передачи уголовного дела на рассмотрение руководителя вышестоящего следственного органа, находящегося не по месту производства расследования. Законопроект направлен на решение указанной проблемы.
Законопроектом предлагается внести изменение в УПК, предусматривающее, что исчисление срока содержания под стражей в период предварительного расследования осуществляется до направления уголовного дела прокурору. При этом предлагается установить, что в случае направления уголовного дела прокурору срок содержания под стражей может быть продлен на срок, необходимый для принятия решения по поступившему уголовному делу, самим прокурором, а также судом. Это позволит исключить отвлечение прокурора на возбуждение и поддержание в суде ходатайств о продлении срока содержания под стражей.
Полномочие прокурора на самостоятельное обращение в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей, предусмотренное частью второй статьи 221 УПК, предлагается сохранить, поскольку срок принятия прокурором решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, может быть продлен до 30 суток (часть первая.1 статьи 221 УПК). При этом учитывается, что УПК не предусматривает возможность продления срока рассмотрения прокурором уголовных дел, поступивших с обвинительным актом. Кроме того, полномочие прокурора по продлению срока содержания под стражей по данным уголовным делам фактически не может быть реализовано, так как на принятие им решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, отводится 2 суток (часть первая статьи 226 УПК), а соответствующее ходатайство должно быть возбуждено перед судом не позднее чем за 7 суток до истечения срока содержания под стражей (часть восьмой.1 статьи 109 УПК). В связи с этим законопроектом предлагается исключить из УПК положения, возлагающие на прокурора полномочие по продлению срока содержания под стражей по уголовным делам, поступившим с обвинительным актом.
Положения законопроекта согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой переход от одной процессуальной стадии к другой не влечет автоматического прекращения действия примененной на предыдущих стадиях меры пресечения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2005 г. N 4-П).
Предлагаемое законопроектом продление срока содержания под стражей за рамками срока предварительного расследования в целях обеспечения реализации полномочий прокурора и суда, направлено на сокращение сроков предварительного следствия и дознания, повышение эффективности деятельности органов предварительного расследования, а также обеспечение принятия прокурором и судом решений по поступающим уголовным делам в отведенные законом сроки.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.