Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 66697-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В частности, в целях реализации пункта 19 Плана мероприятий ("дорожная карта") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 2413-р (далее - "дорожная карта"), законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающие, в том числе, внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Сбыт алкоголя физическим лицам дистанционным способом несёт в себе риски практически по всем основным направлениям государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции:
- угроза жизни и здоровью населения ввиду сбыта ему небезопасной продукции, содержащей этиловый спирт, в том числе суррогатов алкогольной продукции;
- нарушение прав потребителя ввиду сбыта ему некачественной продукции;
- сбыт алкогольной продукции несовершеннолетним;
- нарушение федеральных и региональных ограничений времени и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- сбыт алкогольной продукции, немаркированной либо маркированной фальшивыми федеральными специальными или акцизными марками;
- неуплата налогов;
- сбыт продукции по ценам, ниже минимальных цен, установленных Росалкогольрегулированием;
- недобросовестная конкуренция, наносящая ущерб легальным участникам алкогольного рынка.
Анализ контрольной деятельности указывает на резкое увеличение в последнее время наличия в сети Интернет предложений о розничной продаже алкогольной продукции посредством дистанционной торговли.
Дистанционная продажа не позволяет контролировать соблюдение требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных федеральным и региональным законодательством, поэтому она запрещена Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N°612.
Несмотря на это интернет-магазины осуществляют продажу алкогольной продукции физическим лицам, что несёт в себе риски угрозы жизни и здоровью ввиду возможности сбыта суррогатов алкогольной продукции. Низкая цена алкогольной продукции, реализуемой посредством сети Интернет, и возможность ее беспрепятственного приобретения в любое время суток делают спрос на нее стабильно высоким, что в свою очередь увеличивает число предложений о продаже алкогольной продукции дистанционным способом.
Законопроектом также предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его положениями, устанавливающими ответственность за распространение информации о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом.
В рамках реализации пункта 2 "дорожной карты" законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), направленные на ограничение перемещения физическими лицами немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной и пищевой спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции в объеме более 5 литров на одного человека, а также установить административную ответственность за нарушение указанного ограничения.
Анализ правоприменительной практики, в частности, данные, полученные при проведении проверок по выявлению незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, свидетельствуют об увеличении числа случаев перемещения алкогольной и спиртосодержащей продукции из государств - членов Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации с целью дальнейшего сбыта.
Количество установленных случаев нахождения в незаконном обороте казахстанской водки растет не только в приграничных районах Приволжского, Сибирского, Уральского и Южного федеральных округов, а также в крупных областных центрах, таких как Волгоград и Тюмень, в Республиках Татарстан и Башкортостан. Факты реализации контрафактной алкогольной продукции, ввезенной с территории Республики Казахстан, подтверждаются в ряде обращений субъектов Российской Федерации.
Усугубляет сложившуюся ситуацию и низкое качество такой дешевой водки, представляющей в ряде случаев опасность для жизни. Так, Ассоциацией операторов алкогольного рынка Оренбуржья было проведена экспертиза 18 образцов казахстанской водки. В результате 10 образцов водки не отвечали требованиям ГОСТа. Наиболее вероятная причина таких отклонений - производство водки с использованием непищевого спирта.
Сложившаяся ситуация, приводит к сокращению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижению конкурентоспособности алкогольной продукции, произведенной добросовестными участниками алкогольного рынка, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке Российской Федерации и резкому снижению уровня его легальности.
Пунктом 14 "дорожной карты" предусмотрена необходимость внесения изменений в действующее законодательство, направленных на усиление контроля за оборотом этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий, а также недопущение использования спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий не по назначению.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ, предусматривающие распространение его отдельных требований на производителей фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Законопроектом предлагается ввести обязанность по установке средств измерения на емкости для приемки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для лиц, использующих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) для производства спиртосодержащих лекарственных средств и спиртосодержащих медицинских изделий.
Законопроектом также предлагается возложить на лиц, осуществляющих закупку и использующих фармацевтическую субстанцию (этанол) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов, и лиц, осуществляющих производство, хранение, поставку и (или) закупку лекарственных препаратов, обязанность осуществлять их учет и декларирование в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях установления контроля за железнодорожными перевозками этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (пункт 10 "дорожной карты") законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 171-ФЗ, направленных на установление обязанности перевозчиков указанной продукции оснащать железнодорожный подвижной состав специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных положений, организации даже в случае неустранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, вправе начать осуществлять деятельность уже на следующий день после истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии.
При этом для начала осуществления деятельности в указанном случае ей не требуется какое-либо разрешение лицензирующего органа, в том числе не требуется решение о возобновлении действия лицензии, а правовые основания для признания указанной деятельности незаконной отсутствуют.
Более того, с момента истечения срока приостановления действия лицензии до принятия лицензирующим органом решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в связи с неустранением в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, и о приостановлении лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии может пройти значительное время, поскольку согласно подпункту 2 пункта 10 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона 171-ФЗ является основанием для проведения внеплановой выездной проверки.
Следовательно, принятие указанных решений невозможно без проведения внеплановой выездной проверки.
Таким образом, в указанный период (организация проверки, уведомление о начале проверки, выезд на проверку, проведение проверки, составление акта проверки, возможные возражения на акт проверки, подготовка проектов соответствующих решений) организация сможет безнаказанно осуществлять деятельность, не устранив при этом обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия лицензии.
На основании изложенного, законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ абзацем следующего содержания:
"В случае непредставления лицензиатом в установленный срок заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении действия лицензии лицензиата до принятия решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.".
В связи с этим, законопроектом также предусматривается внесение коррелирующих изменений в абзац восемнадцатый пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
Также, как уже было отмечено выше, после получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным (пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
Таким образом, в случае представления заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган должен провести проверку для установления фактов устранения или неустранения указанных обстоятельств.
Вместе с тем, в пункте 10 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ отсутствует такое основание для проведения внеплановой проверки как представление в лицензирующий орган заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
На основании изложенного, законопроектом предлагается дополнить пункт 10 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ таким основанием для проведения внеплановой проверки как представление в лицензирующий орган заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Также необходимо отметить, что пункт 10 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ содержит только основания для проведения внеплановых выездных проверок, тогда как на практике часто возникают ситуации, когда проведение по указанным в данном пункте основаниям внеплановой выездной проверки не требуется, а достаточно проведения внеплановой документарной проверки.
В связи с этим, законопроектом предлагается внести изменение в абзац первый пункта 10 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ, изложив его в следующей редакции: "10. Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:".
Согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация обязана использовать только основное технологическое оборудование, принадлежащее ей на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, за исключением основного технологического оборудования для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет аренды основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) основного технологического оборудования для производства вина, игристого вина (шампанского) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, из собственного винограда.
Таким образом, указанными статьями запрет на аренду основного технологического оборудования для оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не установлен.
Вместе с тем, подпунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 494-ФЗ статья 25 Федерального закона N 171-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если оно не принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и находится на территориях складских, производственных помещений организации, подлежит изъятию (подпункт 5 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ).
На основании изложенного, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 25 Федерального закона N 171-ФЗ, устраняющие указанное противоречие.
Перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, установлен статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
На основании пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензиат имеет право, в том числе, на возврат алкогольной продукции поставщику.
Поскольку возврат товара осуществляется в рамках заключенного договора поставки, а поставка алкогольной продукции сопровождается документами, установленными пунктом 1 статьи 10.2 Закона, то указанный возврат продукции также сопровождается данными документами.
Вместе с тем, данный вопрос в рамках Федерального закона N 171-ФЗ не урегулирован, в связи с чем законопроектом предлагается дополнить статью 10.2 пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1.Возврат этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 настоящей статьи.".
В условиях сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации вопросы пополнения бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и сокращение необоснованной дебиторской задолженности имеют особую актуальность.
По данным Росалкогольрегулирования дебиторская задолженность по доходам от штрафов в сфере регулирования алкогольного рынка (далее - задолженность), числящаяся на балансе Росалкогольрегулирования составляла:
на 1 января 2015 г. - 249,3 млн. рублей;
на 1 января 2016 г. - 372,1 млн. рублей;
на 1 октября 2016 г. - 491,5 млн. рублей, в том числе по доходам федерального бюджета - 15,0 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 476,5 млн. рублей.
Рост дебиторской задолженности по доходам от штрафов в сфере регулирования алкогольного рынка по отношению к 1 января 2016 года составил 32,1%, а по отношению к 1 января 2015 г. - 97,1%.
Просроченная задолженность, числящаяся на балансе Росалкогольрегулирования составляла:
на 1 января 2016 г. - 339,4 млн. рублей;
на 1 октября 2016 г. - 449,3 млн. рублей, в том числе по доходам федерального бюджета- 14,5 млн. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 434,8 млн. рублей.
Рост просроченной дебиторской задолженности по доходам от штрафов в сфере регулирования алкогольного рынка по отношению к 1 января 2016 г. составил 32,4%.
В этой связи законопроектом предлагается установить новое основание для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии неуплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные КоАП, совершенные в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ передача федеральных специальных марок и акцизных марок другому лицу, а также использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в законную силу решения суда о незаконности их использования, являются основаниями для приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по решению лицензирующего органа.
При этом такие нарушения представляются существенными, в связи с чем законопроектом предлагается перенести указанные основания в пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, признав их основаниями для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ деятельность по розничной продаже алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах. Данный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определено понятие стационарного торгового объекта, как торгового объекта, представляющего собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Учитывая позицию, содержащуюся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2010 г. по делу N 8-Г10-7, стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Следовательно, воздушные суда не могут быть отнесены к стационарным торговым объектам.
Услуга общественного питания - это деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 3.1 ГОСТ Р 50764-2009, утвержден приказом Ростехрегулирования от 3 ноября 2009 г. N 495-ст). Услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию включают в себя, в том числе организацию потребления алкогольных напитков на месте оказания услуг (пункт 4.4 указанного ГОСТ).
Таким образом, на бортах воздушных судов организациями при оказании ими услуг общественного питания может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Договор розничной купли-продажи является договором купли-продажи, согласно которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).
Таким образом, под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по возмездной передаче покупателю алкогольной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Учитывая изложенное, для розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) на бортах воздушных судов при оказании услуг общественного питания необходимо получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в соответствующих органах власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции указываются места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности (пункт 19 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
При этом действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения (пункт 20 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Таким образом, в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции должен быть указан конкретный борт воздушного судна, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Осуществление организацией деятельности по обороту алкогольной продукции по адресу обособленного подразделения, не указанного в лицензии, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением - лицензией (нарушение лицензионных требований) (указанный вывод содержится также в пункте 6 пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа с конфискацией либо без таковой.
В целях упорядочения процедуры розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, на бортах воздушных судов законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон N 261-ФЗ, предусмотрев возможность реализации перевозчиком на бортах воздушных судов алкогольной продукции, которая принадлежит организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в случае, если продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Кроме того, законопроектом предлагается установить, что перевозчик вправе при оказании услуг общественного питания по договору с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, предоставлять пассажирам на воздушных судах алкогольную продукцию, принадлежащую данной организации.
Вместе с тем, в целях осуществления контроля за розничной продажей алкогольной продукции и за розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на бортах воздушных судов законопроектом предусматривается возложение на перевозчика обязанности по представлению в лицензирующий орган уведомления о дате, времени и месте осуществления розничной продажи алкогольной продукции, а также розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
По данным отчета Роспотребнадзора за 2014 год в структуре острых отравлений химической этиологии, в том числе острых отравлений со смертельными исходами, ведущее место занимают отравления спиртосодержащей продукцией.
Так, показатель острых отравлений от всей спиртосодержащей продукции составил 33,6 случаев на 100 тыс. человек, рост острых отравлений от спиртосодержащей продукции с летальным исходом по сравнению с 2013 годом увеличился на 2,1%.
При этом в 2014 году показатель острых отравлений от спиртосодержащей продукции с летальным исходом выше среднероссийского уровня зарегистрирован в 43 субъектах Российской Федерации, наибольший уровень отмечен в Костромской, Новгородской, Калининградской, Кировской, Кемеровской, Пензенской, Воронежской, Новосибирской, Курской, Саратовской, Тульской, Магаданской, Омской, Томской, Ульяновской, Рязанской, Липецкой, Московской, Ленинградской, Архангельской, Курганской областях, в Республиках Алтай, Марий Эл, Коми, Хакасия, Бурятия, Чувашия, Карелия, в Пермском, Забайкальском, Красноярском краях, Чукотском автономных округах.
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция (лосьоны типа "Перец", "Зверобой", "Хлебный", "Троя"), спиртосодержащая пищевая продукция в виде спиртовых ароматизаторов ("Хлебный", "Наполеон", "Кедровый") с содержанием спирта 45-70% легально приобретается населением и употребляется в качестве алкоголя.
Кроме того, в республике Татарстан, городах Уфа, Самара Вологда, Чебоксары, Саранск, Калуга участились случаи продажи спиртосодержащей продукции посредством торговых (вендинговых) аппаратов. Такие автоматы располагаются рядом с магазинами, на вокзалах и т.д. и расфасованная в стеклянные пузырьки и пакетики парфюмерно-косметическая продукция продается в автоматах круглосуточно и потребляется в качестве суррогатного алкоголя.
Масштабы и острота проблемы употребления населением спиртосодержащих жидкостей в пищевых целях, в том числе приобретение их через торговые (вендинговые аппараты) требует принятие действенных мер для ее решения.
В этой связи законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом устанавливать ограничения розничной продажи спиртосодержащей продукции по месту ее розничной продажи (с учетом специфики каждого региона). Аналогичный подход предусмотрен Законом N 171-ФЗ в отношении алкогольной продукции.
В целях недопущения продажи спиртосодержащей пищевой продукции в сети розничных магазинов (спиртосодержащая пищевая продукция должна рассматриваться как сырье для производства алкогольной продукции) законопроектом предлагается ввести запрет на розничную торговлю спиртосодержащей пищевой продукцией - соответствующие изменения предусмотрены в статью 11 и статью 26 Федерального закона N 171-ФЗ.
Действующим законодательством Российской Федерации косвенно уже установлен запрет на розничную продажу спиртосодержащей пищевой продукции, так согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ поставка спиртосодержащей пищевой продукции лицу, не имеющему предусмотренных Федерального закона N 171-ФЗ лицензий, является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке.
Таким образом, организация-поставщик спиртосодержащей пищевой продукции не должна осуществлять ее поставки ни в организации розничной продажи, не имеющие лицензии, ни в розничные магазины, которые в рамках лицензии должны осуществлять только продажу алкогольной продукции (а не спиртосодержащей пищевой).
Кроме того, законопроектом вводится запрет на продажу непищевой спиртосодержащей продукции посредством торговых (вендинговых аппаратов) (изменения в статью 11 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров РФ.
Реализация изменений, предусмотренных законопроектом, не повлечёт увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия, так как обеспечит более эффективное применение особых требований к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не влечёт изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, при этом дополнительные бюджетные ассигнования из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не потребуются.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.