Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 67509-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)"
Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является повышение гарантированного Конституцией Российской Федерации уровня судебной защиты прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией от иностранного государства получен запрос о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора.
В связи с нарушением прав лиц, выдача которых запрошена у Российской Федерации, длительными сроками их содержания под стражей положения статьи 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и Европейском Суде по правам человека. В определениях от 4 апреля 2006 г. N 101-О и от 1 марта 2007 г. N 333-О-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой часть первая статьи 466 УПК не предполагает возможности задержания лица на основании ходатайства иностранного государства на срок свыше 48 часов без судебного решения, а равно применения к такому лицу меры пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядка и сверх установленных им сроков. Нормы главы 13 "Меры пресечения" УПК, действие которых как общих норм, предусмотренных частью первой "Общие положения" данного Кодекса, распространяются на все стадии и формы уголовного судопроизводства, в том числе на производство по запросам иностранных государств об оказании им по уголовным делам правовой помощи путем выдачи лиц для уголовного преследования.
По мнению Европейского Суда по правам человека, выраженному в Постановлении от 11 октября 2007 г. по делу "Насруллоев против Российской Федерации", положения законодательства Российской Федерации, регулирующие содержание под стражей лиц с целью выдачи, не являются ни точными, ни позволяющими предвидеть последствия их применения и не отвечают стандарту "качества закона", требуемому Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в ряд статей главы 54 УПК изменения, уточняющие ее положения, в том числе о правовом положении лиц, о выдаче которых поступил запрос иностранного государства, порядок их задержания и применения к ним мер пресечения, об условиях, при соблюдении которых выдача может быть осуществлена, и основаниях для отказа в выдаче, а также о порядке рассмотрения судом жалоб на решение о выдаче.
Так, статья 462 "Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации" УПК дополняется положениями, устанавливающими в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации запрет на выдачу лица, подавшего в установленном порядке ходатайство о признании беженцем или о предоставлении временного убежища, до рассмотрения этого ходатайства, а также в случае, если Европейским судом по правам человека в связи с рассматриваемой жалобой властям Российской Федерации предписывается воздержаться от выдачи.
Кроме того, законопроектом в статье 462 УПК устанавливается перечень обстоятельств, которые должны учитываться при принятии решения, какой из нескольких запросов иностранных государств о выдаче одного и того же лица подлежит удовлетворению.
В статье 463 "Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности" УПК законопроектом предлагается установить особенности рассмотрения жалоб на решения о выдаче в случаях, когда невозможно обеспечить участие в судебном заседании лица, подавшего жалобу. Согласно законопроекту, если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, скрылось, такая жалоба рассматривается без его участия, но с обязательным участием защитника.
Лицу, выданному иностранному государству, законопроектом предоставлено право довести в письменном виде свою позицию до суда Российской Федерации, рассматривающего жалобу на дополнительное согласие Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя на привлечение этого лица к уголовной ответственности за преступление, за которое оно не было выдано.
В названной статье УПК законопроектом также устанавливается примерный перечень документов, которые могут быть исследованы и приняты судом в качестве доказательств отсутствия или наличия на территории запрашивающего государства угрозы применения к лицу, в отношении которого принято решение о выдаче, пыток, иных форм недопустимого обращения. К таким документам отнесены, в частности, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, а также документы, принятые в отношении такого государства международными органами и организациями.
Статью 464 "Отказ в выдаче лица" УПК законопроектом предлагается изложить в новой редакции, расширив перечень оснований, которые исключают возможность выдачи лица, и перечень оснований, при наличии которых в выдаче лица может быть отказано.
Дополнение названных перечней, предлагаемое законопроектом, обусловлено необходимостью приведения положений статьи 464 УПК в соответствие с Федеральным законом от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней", а также с заявлениями и оговорками Российской Федерации при подписании Европейской конвенции о выдаче 1957 года с дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с дополнительным протоколом 1978 года согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 3 сентября 1996 г. N 458-рп.
Перечень оснований, которые исключают возможность выдачи, дополняется положениями, запрещающими выдачу, в частности, если в отношении преступления, в связи с совершением которого был направлен запрос о выдаче, в Российской Федерации, обладающей компетенцией возбуждать уголовное преследование, постановлен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу, в том числе с применением акта об амнистии, освобождающего лицо от наказания в виде лишения свободы, либо уголовное дело не возбуждалось, но принят акт об амнистии. Запрещается осуществлять выдачу лица, если имеются серьезные основания полагать, что это лицо было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве преследованию по признаку расы, вероисповедования, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям, пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, а также если лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, является несовершеннолетним и его выдача несовместима с мерами защиты прав и интересов несовершеннолетних.
В выдаче лица согласно законопроекту может быть отказано, если выдача может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим интересам Российской Федерации или имеются основания полагать, что выдача этого лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Статью 466 УПК законопроектом также предлагается изложить в новой редакции, которая конкретизирует положения, определяющие порядок избрания в отношении лица, выдача которого запрашивается, мер пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, сроки задержания и содержания под стражей данного лица, а также положения об отмене, изменении избранной меры пресечения и обжаловании решений по вопросам, связанным с избранием, применением или изменением мер пресечения.
Так, согласно законопроекту вопрос о применении меры пресечения в отношении лица, выдача которого запрашивается, решается прокурором в соответствии с требованиями главы 13 УПК. Это позволит избирать в отношении названного лица с учетом его личности и обстоятельств дела любую из мер пресечения, указанных в статье 98 УПК, а не только в виде заключения под стражу. При этом меры пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу применяются по решению суда Российской Федерации в порядке, установленном статьями 106 - 108 УПК, за исключением случая применения меры пресечения в виде заключения под стражу на основании решения судебного органа иностранного государства.
До избрания меры пресечения данное лицо может быть задержано без судебного решения на срок не более 48 часов.
Законопроектом ограничивается до 2 месяцев срок содержания под стражей лица, выдача которого запрашивается, на основании решения судебного органа иностранного государства.
Указанный срок, а также срок содержания под стражей, установленный судом Российской Федерации при избрании данной меры пресечения, могут быть продлены судом Российской Федерации в порядке, установленном статьей 109 УПК, по мотивированному ходатайству прокурора. Предельный срок содержания под стражей выдаваемого лица не может превышать срок, установленный статьей 109 УПК, для преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, соответствующих категории преступления, в связи с совершением которого поступил запрос о выдаче.
Законопроектом предусмотрена также возможность отмены или изменения избранной меры пресечения по основаниям и в порядке, установленным статьей 110 УПК. Например, если длительное время решается вопрос о признании лица беженцем или о предоставлении ему убежища в Российской Федерации или в Европейском Суде по правам человека рассматривается жалоба по вопросу выдачи этого лица, и Российской Федерации предписано воздержаться от его выдачи.
Вместе с тем с целью обеспечения фактической передачи лица иностранному государству во исполнение решения о выдаче законопроект предусматривает возможность применения в отношении данного лица, в том числе повторно, меры пресечения в виде заключения под стражу.
Решение суда или прокурора о применении в отношении выдаваемого лица мер пресечения может быть обжаловано.
Обеспечивая соблюдение прав лица, выдача которого запрашивается, законопроект устанавливает, что данное лицо при его задержании и решении вопроса о применении в отношении него меры пресечения, ее изменении, а равно при продлении срока содержания под стражей или под домашним арестом пользуется правами, предусмотренными в этих случаях УПК для подозреваемых и обвиняемых.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация будущего закона позволит в соответствии с позициями Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека обеспечить судебную защиту прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в отношении которых Российской Федерацией от иностранного государства получен запрос о выдаче, при этом не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.