Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части установления обязательной дактилоскопической регистрации при въезде на территорию Российской Федерации и выезде из неё иностранных граждан и лиц без гражданства прибывших в порядке, не требующем получения визы" предлагается ввести обязательность процедуры дактилоскопической регистрации при въезде на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибыли в порядке, не требующем получения визы.
На данный момент законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в сфере миграции (ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), предполагает прохождение обязательной дактилоскопической регистрации следующим категориям иностранных граждан и лиц без гражданства:
1) иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, иностранные граждане, проходящие военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иностранные граждан, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации,
2) лица без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации, и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации,
3) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
4) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;
5) иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание;
6) постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;
7) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;
8) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;
9) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;
Также, в случае, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности.
Таким образом, на сегодняшний день мы имеем ситуацию, при которой иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывающее в Россию в порядке, не требующем получения визы, не обязано проходить дактилоскопическую регистрацию.
Учитывая официальную статистику Генеральной прокуратуры Российской Федерации о количестве преступлений, совершенных гражданами иностранных государств, можно сделать вывод, что подавляющее большинство таких преступлений совершается гражданами стран, с которыми у Российской Федерации действует безвизовый режим.
Учитывая случаи обязательной дактилоскопической регистрации, предусмотренные действующим законодательством, мы получаем ситуацию, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие в Россию в порядке, не требующем получения визы, обязаны пройти такую регистрацию только в случае выдачи последнему разрешения на работу.
Таким образом, выходит, что такие иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие нелегальную трудовую деятельность либо просто находящиеся на территории России, так и остаются в тени, а их личность, в случае совершения ими преступления или правонарушения зачастую установить просто невозможно.
Более того, согласно недавно принятому и уже опубликованному законопроекту N 165101-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", личность иностранного гражданина или лица без гражданства, чей документ, удостоверяющий личность был утерян, теперь можно восстановить специальной процедурой, предусматривающей дачу свидетельских показаний лицами, знакомыми с таким иностранным гражданином или лицом без гражданства. Данные действия осуществляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, в результате которых составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, подписываемое руководителем территориального органа и являющееся, по сути, новым документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
Осуществление таких процедур, безусловно, не выдерживает никакой критики. Очевидно, что для реализации процедуры установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства необходимы другие средства. Единственным объективным и безошибочным средством в данном случае будет являться обязательная дактилоскопическая регистрация при въезде иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию России.
Более того, в пункте 4 статьи "10.1" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" напрямую указано, что в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.
Необходимость проведения дактилоскопической регистрации при выезде из Российской Федерации для указанных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства обосновывается возникновением ситуаций, при которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившее преступление на территории Российской Федерации, пытается покинуть её прежде, чем правоохранительные органы проведут необходимые следственные действия с целью установления личности последнего.
Введение же дактилоскопической регистрации при выезде с территории Российской Федерации позволит осуществить своевременное задержание такого лица и применение к нему необходимых мер.
Последующая же депортация преступника в случае признания его виновным в совершении преступления за пределы Российской Федерации сделает невозможным его въезд в Российскую Федерацию в будущем.
При действующем законодательстве возникают ситуации, при которых преступник не был бы своевременно задержан на границе России, покинул её, и, сменив документы/ФИО в стране, гражданином которой он является, беспрепятственно возвращается в Российскую Федерацию.
Введение мер, предусмотренных настоящим законопроектом, позволит, наконец, привести миграционные потоки, хлынувшие в Российскую Федерацию в последние годы, в рамки правового поля, установит четкую процедуру фиксации личности на границе Российской Федерации, что позволит в дальнейшем не проводить множество менее эффективных процедур, а также, как следствие всего вышесказанного, сократит уровень нелегальной миграции в России, а значит и уровень совершаемых преступлений.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части установления обязательной дактилоскопической регистрации при въезде на территорию Российской Федерации и выезде из неё иностранных граждан и лиц без гражданства прибывших в порядке, не требующем получения визы"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части установления обязательной дактилоскопической регистрации при въезде на территорию Российской Федерации и выезде из неё иностранных граждан и лиц без гражданства прибывших в порядке, не требующем получения визы" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Все расходы на вновь вводимые законопроектом процедуры будут осуществлены в рамках финансирования мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации, предусмотренных в текущем финансовом году.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части установления обязательной дактилоскопической регистрации при въезде на территорию Российской Федерации и выезде из неё иностранных граждан и лиц без гражданства прибывших в порядке, не требующем получения визы"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части установления обязательной дактилоскопической регистрации при въезде на территорию Российской Федерации и выезде из неё иностранных граждан и лиц без гражданства прибывших в порядке, не требующем получения визы" потребует внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
Положение "О направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 1543.
Обоснование необходимости подготовки - дополнение перечня лиц, материальные носители, содержащие информацию о дактилоскопических регистрациях которых направляются в органы внутренних дел. Данное дополнение необходимо в связи с расширением перечня таких лиц, предусмотренное данным законопроектом. Дополнение касается включения в указанный перечень иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Необходимый срок подготовки вышеуказанных изменений Правительством Российской Федерации - до 1 января 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.