Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 945340-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации",
внесенному Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагаются изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон), касающиеся порядка регистрации средств массовой информации.
Согласно части третьей новой редакции статьи 8 Закона заявление о регистрации средства массовой информации подается в регистрирующий орган. Поскольку под регистрирующим органом в проекте понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган, в данной статье необходимо определить, в каких случаях заявление о регистрации средства массовой информации подается непосредственно в указанный федеральный орган исполнительной власти, а когда - в его соответствующий территориальный орган (см. часть третью действующей редакции статьи 8).
В части четвертой новой редакции статьи 8 Закона предусмотрено, что заявитель вправе направить заявление о регистрации средства массовой информации и прилагаемые к нему документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, каждый из которых подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, в связи с чем полагаем необходимым учесть положение части 4 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", согласно которому "одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов".
Согласно части шестой новой редакции статьи 8 средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Поскольку данное положение предполагает, что принятие регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесение соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации во всех случаях осуществляется в один день, полагаем, что практическая возможность этого нуждается в дополнительном обсуждении (см., например, часть третью предлагаемой редакции статьи 15 Закона).
Согласно части седьмой новой редакции статьи 8 "по запросу учредителя средства массовой информации ему выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации или выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Свидетельство о регистрации средства массовой информации является документом, подтверждающим внесение записи о регистрации средства массовой информации в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации". Поскольку согласно данному положению свидетельство о регистрации средства массовой информации или выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации выдаются только по запросу учредителя средства массовой информации, полагаем, что этому должно предшествовать направление учредителю средства массовой информации уведомления о принятии регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесении соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. При этом обращаем внимание на положение пункта 2 части первой статьи 31.2 Закона, согласно которому в представляемом для получения лицензии на телевизионное вещание, радиовещание заявлении соискатель лицензии должен указать реквизиты свидетельства о регистрации средства массовой информации. Также полагаем, что, исходя из указанного положения проекта, документом, подтверждающим внесение записи о регистрации средства массовой информации в реестр зарегистрированных средств массовой информации, является не только свидетельство о регистрации средства массовой информации, но и указанная выше выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации, учитывая то, что возможность ее получения вместо свидетельства о регистрации средства массовой информации прямо предусмотрена данным положением (см. также часть одиннадцатую статьи 8). Кроме того, в последнем предложении указанного положения части седьмой статьи 8 следует учесть, что в тех случаях, когда свидетельство о регистрации средства массовой информации выдается в форме электронного документа (см. первое предложение данного положения), оно не подлежит оформлению на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией.
В предлагаемой редакции статьи 11 Закона положения о перерегистрации средства массовой информации заменяются положениями о внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации. При этом согласно части второй новой редакции данной статьи "в течение месяца с даты изменения места нахождения учредителя и (или) редакции, изменения доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель в письменной форме уведомляет об этом регистрирующий орган. Сведения, содержащиеся в базовых государственных информационных ресурсах, регистрирующий орган получает в установленном законодательством Российской Федерации порядке от государственных органов, ответственных за ведение соответствующих базовых государственных информационных ресурсов". В данном положении не ясно значение его второго предложения, поскольку из первого предложения следует, что сведения об изменении места нахождения учредителя и (или) редакции (относящиеся к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах) регистрирующий орган получает от самого учредителя средства массовой информации. При этом полагаем необходимым уточнить, подлежит ли переоформлению выданное ранее свидетельство о регистрации средства массовой информации в случае внесения в запись о регистрации средства массовой информации изменений на основании указанного уведомления учредителя средства массовой информации, а также подлежит ли уплате в данном случае государственная пошлина за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (см. новую редакцию статьи 14 Закона). Также следует иметь в виду, что понятия "адрес юридического лица" и "место нахождения юридического лица" имеют различное значение (см. пункт 4 части первой статьи 10 Закона, статью 54 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, поскольку в новой редакции статьи 11, а также абзаца третьего части первой статьи 60 Закона положения о перерегистрации средства массовой информации заменяются положениями о внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации, обращаем внимание, что в статье 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность именно за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию.
Поскольку в соответствии с новой редакцией статьи 11 Закона внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации осуществляется не только на основании заявления, но и указанного выше уведомления учредителя средства массовой информации, полагаем необходимым учесть это в положениях новой редакции статьи 13 Закона, в которых вопросы отказа во внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации и возврата заявления о внесении таких изменений регулируются только применительно к случаям подачи учредителем средства массовой информации заявления о внесении изменений в запись о регистрации средства массовой информации.
Положение части четвертой новой редакции статьи 13 Закона следует согласовать с положением части четвертой новой редакции статьи 8 Закона, в котором предусмотрен единственно возможный способ подачи заявления о регистрации средства массовой информации в электронной форме - с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
В предлагаемой редакции статьи 14 Закона необходимо уточнить, что понимается под повторной выдачей свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации.
Наименование статьи 15 Закона в новой редакции ("Исключение из реестра зарегистрированных средств массовой информации") следует привести в соответствие с ее содержанием, которое касается лишь отдельных случаев исключения сведений о средстве массовой информации из реестра зарегистрированных средств массовой информации, в то время как другие такие случаи предусмотрены в новой редакции статьи 16 Закона.
Положение пункта 1 части 1 новой редакции статьи 15 Закона о том, что регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если регистрирующий орган был введен в заблуждение при представлении определенными Законом лицами документов, свидетельствующих о соблюдении ограничений, установленных статьей 19.1 Закона, следует соотнести с положением части пятой статьи 16 Закона, в котором предусмотрена возможность приостановления деятельности средства массовой информации в связи с нарушением правил, установленных статьей 19.1 Закона, по решению суда в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа.
В связи с положением части четвертой новой редакции статьи 15 Закона соответствующие изменения необходимо внести и в часть четвертую статьи 18 Закона.
В новой части шестой статьи 27 Закона следует уточнить, что понимается под официальным сайтом сетевого издания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно подпункту "б" пункта 10 статьи 1 проекта мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации проводятся должностными лицами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 56 Закона мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляются уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами. Кроме того, для обозначения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль (надзор) в указанной сфере деятельности, в Законе употребляется следующее наименование: "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи". Полагаем, что терминология в данной части нуждается в унификации.
Предусмотренный в статье 2 проекта срок вступления в силу федерального закона (1 января 2016 года) требует корректировки.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.