Досье на проект федерального закона
Целью настоящего законопроекта является выделение государственной службы в судебной системе в отдельный вид государственной службы.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46), выступающую важнейшей конституционной гарантией всех других прав и свобод.
Судебная власть занимает особое место в системе разделения властей, обусловленное ее исключительным правом осуществлять правосудие, вытекающим из статьи 10, части 1 статьи 11, статьи 18, части 2 статьи 118, части 1 статьи 120, статей 125-127 и части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации. Судебные акты выносятся именем Российской Федерации и имеют общеобязательный характер.
Центральное место в механизме правосудия занимает судья как единственный носитель судебной власти, непосредственно осуществляющий судебную власть.
Аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях - осуществлением контроля за исполнением решения суда. Профессиональная работа государственных служащих аппарата суда, создавая условия для своевременного рассмотрения и разрешения дел, в значительной мере способствует эффективности и качеству правосудия.
На государственных служащих аппарата судов возложены функции по организационному, информационному, документационному, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности судов, а также функции, связанные с обеспечением открытости и прозрачности правосудия, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" и введением электронного правосудия.
В настоящее время особую остроту приобрел вопрос привлечения и закрепления в аппаратах судов высококвалифицированных кадров.
С учетом важной роли судебной власти, специфики выполняемых ею функций и для повышения статуса работников аппарата суда целесообразно выделить судебную службу в самостоятельный вид государственной службы, в связи с чем и разработан проект федерального закона "О государственной судебной службе Российской Федерации", который направлен на установление статуса государственного служащего судебной службы Российской Федерации, правовых, организационных и финансово-экономических условий прохождения государственной судебной службы.
В проекте обращено внимание на принципы судебной службы, такие как законность организации и деятельности судебной службы; обеспечение доступа граждан к правосудию; ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; деполитизация судебной службы.
Указанные принципы раскрываются в правах, обязанностях служащего судебной службы, особых требованиях и запретах, связанных с прохождением судебной службы.
Так, проектом предусмотрено, что судебный служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти; служащему судебной службы запрещается заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы.
Также предусматриваются запреты в сфере осуществления судебными служащими процессуальных прав, такие как: быть в суде представителем граждан; выполнять функции по осуществлению правосудия; совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Законопроектом вводятся специальные классные чины судебной службы и сохраняются классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.
В связи с предъявляемыми повышенными требованиями к служащим судебной службы законопроектом предусмотрен ряд гарантий: увеличенная по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации продолжительность отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет; медицинское страхование служащего судебной службы и членов его семьи, в том числе после выхода судебного служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с данным федеральным законом и иными федеральными законами; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения судебной службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, в соответствии с федеральным законом; защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом; замещение иной должности судебной службы при сокращении должностей судебной службы или упразднении органа прохождения судебной службы; дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности судебной службы и денежного содержания; обеспечение форменной одеждой; иные государственные гарантии.
Советом судей Российской Федерации утверждена Концепция реформирования института администраторов судов, направленная на создание условий, позволяющих председателю суда сосредоточиться на основной деятельности - отправлении правосудия - путем возложения функции руководства аппаратом суда и вопросов по организации материально-технического, хозяйственного обеспечения и организации мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности на руководителя аппарата - администратора суда.
Проектом предложено достижение указанной цели путем введения в аппарате верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда должности "руководитель аппарата суда - администратор суда" с одновременным исключением должностей "администратор суда" из системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также введением должности "заместитель руководителя аппарата суда".
Кроме того, в целях унификации норм, регулирующих принципы организации и направления деятельности аппаратов судов, проектом предлагается введение в аппарате верховного суда республики, краевого, областного суда, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда должностей "руководитель секретариата председателя суда", "заместитель руководителя секретариата председателя суда" и "советник". Институт секретариата председателя суда долгое время эффективно функционирует в арбитражных судах. При этом данные должности будут введены за счет имеющейся численности, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на момент принятия законопроекта.
Помощник судьи и секретарь судебного заседания являются процессуальными фигурами (ст. 326 УПК РФ, ст. 58 АПК РФ), им может быть заявлен отвод (ст. 18 ГПК РФ, ст. 68 УПК РФ, ст. 23 АПК). Секретарь не только ведет протокол судебного заседания, но и подписывает его, несет ответственность за его достоверность.
В связи с этим законопроектом предусматриваются специальные обязанности, возлагаемые на помощников судей и секретарей судебного заседания, а также возможность их замещения. Кроме того, по аналогии с секретарем судебного заседания помощники судей будут осуществлять свою деятельность без его закрепления за определенным судьей, что даст возможность оптимально перераспределять помощников судей между судьями в случаях возрастания временной нагрузки у судей, поступления сложного дела и в других случаях.
Также проектом предусмотрено положение об обязательности ношения форменной одежды работником аппарата суда при участии в судебном заседании, что повысит статус судебного служащего, позволит выделить его среди участников судебного процесса.
Предусмотренные в проекте требования, гарантии, меры материального обеспечения позволят не только повысить ответственность служащих судебной службы и улучшить организацию деятельности аппаратов судов, но и поднять престиж судебной службы, тем самым сохранить имеющийся кадровый потенциал и привлечь новых квалифицированных специалистов, что будет способствовать качеству отправления правосудия.
Данным законопроектом не предусматривается судебная служба в Конституционном Суде Российской Федерации, а также в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации, так как они занимают особое место в судебной системе, осуществляя судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Как указано в статье 18 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в статье 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля.
В систему же судебных органов по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам входят:
Верховный Суд Российской Федерации;
верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, мировые судьи составляющие систему судов общей юрисдикции;
арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Аппараты названных выше судов и предлагается выделить в самостоятельный вид государственной службы - государственную судебную службу Российской Федерации.
Государственные служащие аппаратов Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов будут проходить федеральную государственную судебную службу, а в аппаратах мировых судей - государственную судебную службу субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О государственной судебной службе Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О государственной судебной службе Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О государственной судебной службе Российской Федерации"
Введение государственной судебной службы одновременно с принятием Федерального закона "О государственной судебной службе Российской Федерации" потребует внесение изменений в следующие акты федерального законодательства:
1. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";
2. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации";
3. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации";
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации";
5. Федеральный закон от 8 января 1998 года N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";
6. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
8. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
9. Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В связи с принятием Федерального закона "О государственной судебной службе Российской Федерации" необходимо будет внесение изменений в указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие положения государственной гражданской службы, а также принятия указов Президента Российской Федерации по вопросам государственной судебной службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.