Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1033373-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и часть 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и часть 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с учетом пункта "г" пункта 3 по вопросу N3 "О концепции государственного регулирования вопросов промышленной безопасности" протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 13.02.2013 г. N А60-26-160, а также пункта 1 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 30.03.2016 г. N ДК-П36-100пр в части устранения неоднозначного толкования положений, касающихся применения обоснования безопасности опасного производственного объекта при проектировании, строительстве и эксплуатации, а также установления механизмов ответственности организаций, осуществляющих его экспертизу.
В 2013 г. Правительством Российской Федерации и Государственной Думой были реализованы инициативы по изменению законодательства в области промышленной безопасности в целях исключения избыточных технических барьеров и внедрения современных технологий и оборудования при осуществлении инвестиционной деятельности на опасных производственных объектах (далее - ОПО). В частности, была закреплена возможность отступать от требований промышленной безопасности ОПО при его эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации путем разработки обоснования безопасности. Обоснование безопасности в соответствии с законом подлежит экспертизе промышленной безопасности и учитывается в реестре Ростехнадзора, требования к обоснованию безопасности установлены в Федеральных нормах и правилах "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта".
Между тем при внедрении механизма обоснование безопасности ОПО на практике бизнес-сообщество столкнулось с несовершенством действующего законодательства и невозможностью его применения при проектировании и экспертизе проектной документации на строительство объектов ОПО.
Как показала практика, ФАУ "Главгосэкспертиза России" при проведении экспертизы проектной документации не принимает во внимание содержание обоснования безопасности, несмотря на то, что обоснование безопасности подготовлено в полном соответствии с требованиями законодательства о промышленной безопасности и на него имеется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в установленном порядке в реестре Ростехнадзора, поскольку, по их мнению, обоснование безопасности не может применяться при проектировании объекта ОПО.
При этом игнорируется тот факт, что основы безопасности ОПО и соответствующие проектные решения, обеспечивающие безопасность, закладываются на стадии проектирования, поскольку после окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию проводить любые изменения на объекте невозможно физически и, более того, запрещено законодательством.
Сложившаяся практика подтверждает неоднократно высказывавшиеся заявления бизнеса о невозможности полноценного применения обоснования безопасности на этапах проектирования и строительства.
В этой связи был разработан данный законопроект, расширяющий сферу применения обоснования безопасности, путем включения в нее стадий проектирования, реконструкции и строительства ОПО.
Необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве от 27.09.2016 г. N 7208п-П36 поддержало данный законопроект при условии его доработки до рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Новая редакция текста законопроекта в полной мере учитывает представленные Правительством Российской Федерации замечания.
В частности, предусмотрено внесение изменений в часть 5 статьи 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность организаций, проводящих экспертизу обоснования безопасности, вследствие причинения вреда в результате применения обоснования, имеющего положительное заключение такой экспертной организации, а также редакция пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" соотнесена с определением обоснования безопасности опасного производственного объекта, приведенного в статье 1 указанного Федерального закона.
Принятие законопроекта позволит устранить правовые неопределенности в применении законодательства о промышленной безопасности ОПО и в полной мере реализовать заложенные законодательством возможности проектирования и строительства ОПО с отклонением от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности без снижения требований безопасности к ОПО.
Это, в свою очередь, позволит применять новейшие и безопасные технологии, отвечающие всем современным мировым стандартам, сделать производство более экономичным (по различным оценкам, за 1-3 года достичь экономии при строительстве и эксплуатации ОПО до 1 трлн. руб. по экономике в целом) и, в конечном итоге, повысить конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, работ и услуг как на внутреннем, так и внешних рынках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.