Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
В законопроекте предлагается дополнить статью 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) "Незаконное предпринимательство" частью третьей об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние совершено неоднократно, и примечанием, согласно которому деяние признаётся совершённым неоднократно в случаях, когда к ответственности привлекается лицо, подвергнутое административному наказанию за аналогичные действия. Также предлагается внести изменение в часть вторую статьи 76.1 УК РФ "Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности", учитывающее проектную часть третью статьи 171 УК РФ.
В настоящее время ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, предусмотрена частью второй статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно статье 171 УК РФ те же действия образуют состав преступления, если они причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. То есть в законопроекте предлагается расширить область применения данной уголовно-правовой нормы за счёт нового кримообразующего признака в виде неоднократности совершаемых действий.
Предложения о криминализации определённых деяний должны быть основаны на данных криминологических исследований, подтверждающих неэффективность иных правых мер и необходимость введения соответствующего уголовно-правового запрета, тогда как в пояснительной записке указанная законодательная инициатива преимущественно обосновывается многочисленными жертвами отравления алкогольной продукцией, произведённой и распространённой без соблюдения необходимых требований безопасности жизни и здоровья потребителей, в том числе без получения лицензии, а также проведением мероприятий по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке. При этом не рассматривается возможность усиления мер административной ответственности за то же правонарушение, совершённое повторно. Также не принято во внимание, что в статье 238 УК РФ установлена ответственность за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Предложение о внесении изменения в часть вторую статьи 76.1 УК РФ взаимосвязано с проектной частью третьей статьи 171 УК РФ и в отрыве от неё реализовано быть не может.
Обращаем внимание, что при подготовке законопроекта не учтено требование, закреплённое в статье 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации", согласно которому внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации осуществляется отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования, за исключением текстов федеральных законов, вносящих изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
С учётом изложенного представленный законопроект не поддерживается.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.