Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 14 марта 2016 г. Протокол N 345
на проект федерального закона N 971580-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"
(об обязательном представлении статистической формы учета перемещения товаров),
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 971580-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", Комитет сообщает.
В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) для анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, представляемых в таможенной декларации на товары, т.е. таможенную статистику внешней торговли Российской Федерации.
При этом значительный объем товарооборота осуществляется между государствами - членами Евразийского экономического союза. Таким образом, для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, а также для расширения внешнеторговых связей государств - членов Евразийского экономического союза необходимы полнота, своевременность и достоверность учета взаимной торговли.
Статьей 104 Закона определено, что статистика взаимной торговли государств - членов Таможенного союза ведется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно указанному порядку, действовавшему на момент разработки законопроекта, ФТС России определена как орган, ответственный только за ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, а Федеральная служба государственной статистики - орган, ответственный за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
Законопроектом предлагается полномочия по ведению статистики взаимной торговли ЕАЭС возложить на ФТС России.
Кроме того, законопроектом определено лицо, которое должно будет представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма).
Полномочиями по установлению порядка ведения статистики взаимной торговли ЕАЭС, а также по определению статистической формы и правилам ее заполнения наделяется Правительство Российской Федерации.
По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать повышению полноты и качества информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
При этом обращаем внимание на следующее.
1. Законопроектом установлено, что статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме и в иных источниках информации. Однако какие это сведения и какие источники информации проектом федерального закона не определено.
Таким, образом, полагаем, что необходимо законодательно установить:
- перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в статистической форме;
- дату представления статистической формы;
- вид представления статистической формы;
- таможенный орган, в который представляется статистическая форма.
Одновременно, для однозначного толкования участниками ВЭД и сотрудниками таможенных органов формулировки "иные источники информации" необходимо законодательно определить закрытый перечень источников информации.
2. Частью 2 новой редакции статьи 104 Закона и изменениями в Кодекс об административных правонарушениях (статья 2 законопроекта) устанавливается, что за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверной информации в статистической форме предусматривается административная ответственность.
При этом возможно освобождение лиц от административной ответственности в случае добровольного представления в таможенный орган, осуществивший регистрацию статистической формы, содержащей недостоверные сведения, заявления об аннулировании такой статистической формы с одновременным представлением новой статистической формы учета, содержащей достоверные сведения.
К данным новеллам в Комитет поступили замечания Правового управления Государственной Думы.
Одновременно, обращаем внимание, что в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Полагаем целесообразным указанные выше положения законопроекта об изменении и дополнении норм КоАП РФ доработать в рамках подготовки законопроекта N 957581-6 ко второму чтению.
Кроме того, законопроект в целом необходимо привести в соответствие с правилами юридической техники.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений к проекту федерального закона не имеет.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием принятие рассматриваемого федерального закона дополнительных расходов из федерального бюджета не потребует и не приведет к сокращению доходной части бюджета Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 971580-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.