\Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 983307-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (об уточнении порядка подачи потерпевшим заявления о присуждении компенсации)
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, являясь соисполнителем по представленному законопроекту, рассмотрев его в части, относящейся к своему ведению, отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается расширение круга лиц, имеющих право подать в суд заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, а также уточняет порядок и условия подачи указанного заявления.
Вопрос о возможности подачи такого заявления не только потерпевшим, но и иным заинтересованным лицом, которому деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Несмотря на неточность в указанной части формулировок соответствующих положений статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и части третьей статьи 6.1 УПК Российской Федерации, они признаны Конституционным Судом не противоречащими Конституции Российской Федерации (Постановление N 28-П от 11 ноября 2014 г).
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что это "не исключает правомочие федерального законодателя в процессе совершенствования правового регулирования судебной защиты права граждан на судопроизводство в разумный срок внести в него изменения, направленные на уточнение порядка и условий подачи потерпевшими или лицами, которым запрещенным уголовным законом деянием причинен физический, моральный или имущественный вред, заявлений о присуждении компенсации за нарушение данного права".
В целях реализации обозначенной возможности законопроект уточняет соответствующие положения законодательства, что представляется необходимым и поддерживается.
Вместе с тем, определяя условия подачи указанного заявления, проект устанавливает, что оно может быть подано, если "имеются данные, свидетельствующие о бездействии дознавателя, следователя, прокурора, руководителя следственного органа...". Данная формулировка совпадает с той, которая изложена в Постановлении Конституционного Суда N 28-П от 11 ноября 2014 г. (абзац 4 пункта 4.3 описательной части Постановления), однако не учитывает того, что согласно части 7.1 статьи 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" заявление может быть подано в суд до окончания производства по уголовному делу, "если имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, дознавателем мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ".
Учитывая изложенное, Комитет поддерживая законопроект, отмечает целесообразным обсудить при его подготовке ко второму чтению вопрос о согласованности указанных положений законодательства.
Утверждено на заседании Комитета 14 марта 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.