Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" разработан в целях:
1) уменьшения выкупной цены невостребованных и отказных земельных долей, перешедших в муниципальную собственность;
2) замены установленного Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" права органов местного самоуправления обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли на их обязанность;
3) замены установленной Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обязанности органов местного самоуправления выделять земельные участки в счет земельных долей, перешедших в муниципальную собственность, на их право.
Необходимость предлагаемых изменений обоснована следующим:
1. Согласно абзацу первому пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Мониторинг ситуации с долевыми землями показывает, что установленная абзацем первым пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон) цена земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, превышает рыночную стоимость земельной доли в два - пять раз.
При этом цена уже выделенного в счет муниципальных (невостребованных) земельных долей участка установлена Федеральным законом в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости (пункт 5.1 статьи 10), что позволяет органам местного самоуправления реализовывать земельный участок по цене ниже 15 процентов кадастровой стоимости.
В результате сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства не заинтересованы в приобретении земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, ожидают истечения шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на невостребованные доли, когда у органа местного самоуправления возникнет обязанность выделения земельного участка в натуре и можно будет приобрести земельный участок по цене ниже 15 процентов от его кадастровой стоимости.
Отмена фиксированной цены земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, повысит интерес сельхозтоваропроизводителей к их приобретению.
Представляется оптимальным определение цены муниципальной земельной доли как произведение не более 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Возможность органов местного самоуправления варьировать в выборе цены позволит достичь баланса между доходами местного бюджета и финансовыми возможностями заинтересованных лиц с учетом рыночной цены земельной доли, сложившейся в конкретной местности, таким образом освободив органы местного самоуправления от дальнейшей необходимости проведения кадастровых работ по выделению земельного участка.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 Федерального закона орган местного самоуправления, составив список невостребованных земельных долей и обеспечив его утверждение, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
Далее в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 12 Федерального закона в случае признания судом права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли орган местного самоуправления предпринимает меры по их продаже крестьянскому (фермерскому) хозяйству, сельскохозяйственной организации, использующим долевой земельный участок. Если же никто не заключил договор купли-продажи земельной доли (долей), орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащей ему земельной доли (долей).
Выделение земельного участка в счет земельных долей предполагает проведение межевых работ по определению местоположения и границ земельного участка, оплату указанных работ за счет средств местных бюджетов.
При этом зачастую в период оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей на территории поселений отсутствуют сельхозтоваропроизводители, заинтересованные в их приобретении.
В таких случаях осуществление затрат из местного бюджета на выделение земельного участка в счет земельных долей будет нецелесообразным, неэффективным, нарушающим принцип бюджетной системы, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Мониторинг ситуации с долевыми землями в течение нескольких лет показывает, что, предвидя обязанность межевать земельные участки в счет невостребованных земельных долей, органы местного самоуправления предпочитают изначально не реализовывать свое право на обращение в суд с целью оформления в муниципальную собственность невостребованных земельных долей. В результате не ясна цель утверждения списка невостребованных земельных долей, а также отсутствует возможность оперативно реализовать невостребованные земельные доли в случае появления заинтересованного в их приобретении лица (инвестора).
В силу указанных причин представляется целесообразным установить обязанность органов местного самоуправления обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли и при этом установить их право выделить земельный участок в счет земельных долей, перешедших в муниципальную собственность. Будучи собственником невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления будет готов осуществить их отчуждение сельхозтоваропроизводителям в случае наличия последних, а также будет иметь возможность выделить земельный участок при необходимости.
Конечной целью законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения в отношении долевых земель должно стать завершение процесса выдела земельных долей участниками долевой собственности для использования участков по целевому назначению, переход невыделенных земельных долей в муниципальную собственность, реализация пригодных угодий сельхозтоваропроизводителям, со временем - перевод оставшихся деградированных, заросших и не подлежащих восстановлению земель в лесной фонд.
Предлагаемые изменения будут способствовать достижению данных целей, устранив обременения органов местного самоуправления в случае оформления ими невостребованных земельных долей в свою собственность.
И.о. председателя |
К.Р. Алдаров |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребуется дополнительных расходов из федерального бюджета.
И.о. председателя |
К.Р. Алдаров |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Применение Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
И.о. председателя |
К.Р. Алдаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.