Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 129812-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен с целью выполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2016 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова" (далее соответственно - Постановление, Закон).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первом (12-месячном) периоде выплаты исходя из среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы: в первые три месяца - в размере 75 процентов, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента; во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; направленным органами государственной службы занятости населения на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется в первом (6-месячном) периоде выплаты в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
При назначении пособия по безработице гражданин, уволенный с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, рассматривается органом государственной службы занятости населения - в зависимости от осуществления в период, предшествующий призыву на военную службу, трудовой или иной деятельности - либо как впервые ищущий работу (ранее не работавший), либо как стремящийся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, либо как прекративший индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Соответственно, в любом случае пособие по безработице назначается таким гражданам лишь в размере его минимальной величины (абзац первый пункта 2 статьи 30 и пункт 1 статьи 34 Закона), причем для выплаты пособия в таком размере гражданам, которые до призыва на военную службу работали по трудовому договору, не имеют юридического значения ни продолжительность трудовой деятельности, ни основание увольнения с работы.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 (часть 1), 37 (часть 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
В целях исполнения Постановления законопроектом предлагается:
статью 30 Закона дополнить пунктом 1.1, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (далее - граждане, уволенные с военной службы по призыву), выплачивается и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы;
абзац первый пункта 4 статьи 31 Закона изложить в новой редакции, предусматривающей, что каждый период выплаты пособия по безработице, в том числе гражданам, уволенным с военной службы по призыву, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
статью 33 Закона дополнить пунктом 1.1, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), начисляется в размерах, установленных в пункте 1 статьи 33 Закона.
Кроме выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, государство согласно статье 28 Закона гарантирует безработным выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
В связи с этим законопроектом также предлагается дополнить пункт 1 статьи 29 Закона нормой, предусматривающей, что в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по месту работы, предшествовавшей призыву на военную службу, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Объемы бюджетных ассигнований на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - социальные выплаты), в 2017 году и на плановый период 2018 и 2019 годов определены в соответствии с положениями Методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1064, исходя из:
среднемесячной численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, в 2017 году - 1 094,6 тыс. человек; 2018 году - 1 080,4 тыс. человек; 2019 году - 1 094 тыс. человек (с учетом численности, предусмотренной в нераспределенной части резерва);
размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице, установленных постановлением Правительством Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. N 1223 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год" (850 рублей и 4 900 рублей соответственно).
При этом наблюдается тенденция к сокращению численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Так, в 2016 году численность безработных граждан сократилась с 1 001,4 тыс. человек на начало года до 895 тыс. человек на конец года и составила 956,3 тыс. человек в среднегодовом исчислении (968,1 тыс. человек в 2015 году).
Вместе с тем доля граждан, обратившихся в органы службы занятости после увольнения с военной службы по призыву, составляет порядка 0,02% от численности граждан, признанных в установленном порядке безработными и получающих социальные выплаты в соответствии с законодательством о занятости населения.
Кроме того, не все из указанной категории граждан относятся к категории граждан, уволенных в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, и имевших до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанных в установленном порядке безработными.
Учитывая изложенное, реализация законопроекта будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" на осуществление социальных выплат безработным гражданам и не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1064 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
Обоснование внесения изменений: пункт 1 законопроекта.
Примерный срок подготовки - 60 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Краткое описание акта: постановлением Правительства Российской Федерации необходимо внести изменения в методику определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1064, в части уточнения определения нормативов затрат на выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Сведения об исполнителях: Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России, Роструд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.