Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать нотариальные действия, в том числе: удостоверять доверенности, завещания; свидетельствовать подлинность подписи на документах; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; удостоверять факт нахождения гражданина в живых, сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, совершать ряд иных нотариальных действий.
Пунктом 3 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
Пунктом 12 части 1 статьи 15.1 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципального района имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.
Указание на возможность осуществления аналогичных полномочий в сфере нотариата органами местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением в Федеральном законе N 131-Ф3 отсутствует.
При этом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ под городским округом следует понимать городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а под городским округом с внутригородским делением следует понимать городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.
Таким образом, следует констатировать наличие определенной коллизии между нормативными правовыми актами, имеющими равную юридическую силу. Если Основы законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривают возможность совершения главой местной администрации поселения (то есть, в том числе, и городского округа, городского округа с внутригородским делением как одного из видов поселения) ряда нотариальных действий в случае отсутствия там нотариуса, то Федеральным законом N 131-ФЗ такое право закреплено исключительно за органами местного самоуправления муниципального района, сельского или городского поселения, не являющегося городским округом или городским округом с внутригородским делением.
Проведенный органами государственной власти Магаданской области мониторинг практического обеспечения защиты прав и свобод граждан на территории региона выявил серьезную проблему в сфере нотариата. В Магаданской области на территории Северо-Эвенского городского округа в течение последних лет в силу исключительной сложности замещения вакантных должностей в нотариальных округах, расположенных в отдаленных труднодоступных местностях, отсутствует нотариус. При этом, органы местного самоуправления не вправе совершать на территориях городских округов, городских округов с внутригородским делением нотариальные действия в силу вышеизложенной коллизии на уровне федерального законодательства.
Вследствие перечисленных обстоятельств функции государства по обеспечению защиты прав и свобод граждан в сфере нотариата на указанной территории не исполняются, что представляется недопустимым. Особенно, если учитывать, что Магаданская область является территорией с низкой плотностью населения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 N 707-р), указанный городской округ отнесен к отдаленным и труднодоступным местностям, характеризуется суровыми природно-климатическими условиями. Полагаем, что граждане, проживающие в таких экстремальных условиях, нуждаются в особой заботе государства, безусловной защите их прав и свобод.
Целью представленного проекта федерального закона является устранение вышеизложенной правовой коллизии. Законопроектом предусмотрено дополнение части 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положением, наделяющим органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением правом на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в городском округе, городском округе с внутригородским делением нотариуса.
Также предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в отдельные статьи Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: в часть 2 статьи 37 (в части возможности наделения законодательством иными полномочиями в сфере нотариата глав местных администраций городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также специально уполномоченных должностных лиц); в статью 65 (в части наделения глав местных администраций городских округов, городских округов с внутригородским делением и специально уполномоченных должностных лиц полномочиями в сфере охраны наследственного имущества и управление им); в часть 2 статьи 66 (в части наделения глав местных администраций городских округов, городских округов с внутригородским делением и специально уполномоченных должностных лиц правом составлять опись наследственного имущества и передавать его на хранение).
Законодательную инициативу Магаданской области поддержали 23 субъекта Российской Федерации, в том числе Московская область, Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Чеченская Республика, Республика Крым.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", в случае его принятия, позволит обеспечить полноценную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере нотариата независимо от статуса муниципального образования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части наделения глав местных администраций городских округов, городских округов с внутригородским делением и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением правом совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень Законов Российской Федерации и Законов РСФСР, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (в части наделения глав местных администраций городских округов, городских округов с внутригородским делением и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением правом совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов.
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует внесения соответствующих изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.