Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 29 января 2016 г. к Решению Комитета N 170/5
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(о совершенствовании нормативно-правового регулирования порядка применения ККТ)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Концепция законопроекта направлена на оптимизацию государственного регулирования в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и на противодействие уклонению от уплаты налогов.
Основным новшеством законопроекта является введение механизма передачи в реальном времени через операторов фискальных данных и последующего накопления в налоговых органах данных о наличных расчетах и расчетах с использованием электронных средств платежа посредством использования нового типа ККТ. Таким образом, создается автоматизированная система контроля за использованием ККТ с целью снижения возможности уклонения от уплаты налогов.
Комитет считает возможным в целом поддержать концепцию законопроекта.
Вместе с тем Комитет считает необходимым отметить следующее.
Так, действующая часть 1.1 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" содержит в отношении устройств, используемых кредитными организациями, два отдельных определения "банкомат" и "платежный терминал". При этом обязанность по применению ККТ кредитными организациями установлена только в отношении платежных терминалов, поскольку банкоматы в большей степени используются для осуществления клиентами банковских операций и возможность оплаты через них товаров (работ, услуг) является лишь одной из возможных функций банкомата.
Положения рассматриваемого законопроекта фактически исключают понятия "терминал" и "банкомат", предусматривая общие требования для "автоматических устройств для расчетов", которые кроме платежных терминалов будут распространяются и на банкоматы и на POS-терминалы, предназначенные для приема платежных карт, которые в настоящее время ККТ не оборудуются.
Кредитные организации в отличие от иных организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг, являются субъектами, деятельность которых регулируется нормами законодательства о банках и банковской деятельности, о национальной платежной системе, в том числе в части порядка осуществления и учета операций с использованием электронных средств платежа, чем обеспечивается транспарентность осуществляемых ими операций. Распространение обязанности по применению ККТ на банкоматы и POS-терминалы влечет для кредитных организаций избыточную регуляторную нагрузку и значительные расходы, приводящие к удорожанию банковских услуг для населения.
В связи с изложенным Комитет предлагает сохранить для кредитных организаций действующую обязанность по применению ККТ только в отношении платежных терминалов.
Комитет также считает целесообразным отдельно отметить, что вопросы перенесения на организации и индивидуальных предпринимателей всех расходов, связанных с функционированием новой модели применения ККТ, требуют дополнительного обсуждения.
С целью исключения возможности монополизации рынка отдельными операторами фискальных данных Комитет считает необходимым указать в статье 3.2 законопроекта основные требования к оператору фискальных данных, позволяющие на конкурентной основе получить разрешение на обработку фискальных данных. При этом Комитет полагает, что с точки зрения причинно-следственной связи наличие выданного разрешения на деятельность оператора фискальных данных не может рассматриваться в качестве одного из пунктов соответствия предъявляемых к нему требований.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.