Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 28 декабря 2016 г. N 3-ВС-9500/16
на проект федерального закона N 157763-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен Верховным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за незаконное обогащение, то есть значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов такого лица (проектная статья 290.1 УК РФ). Изменения также вносятся в части 2 и 5 статьи 46 УК РФ.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях повышения эффективности мер, направленных на противодействие коррупции, а также с учетом статьи 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 г.) о незаконном обогащении.
По существу законопроекта представляется необходимым отметить следующее.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (пункты 43, 44, 46), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, коррупция отнесена к основным угрозам государственной и общественной безопасности, она является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. Особое внимание необходимо уделять искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, повышению уровня ответственности за коррупционные преступления, совершенствованию правоприменительной практики в указанной области.
В 2015-2016 гг. в статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления, внесены значительные изменения, направленные на ее усиление (федеральные законы от 8 марта 2015 г. N 40-ФЗ, от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ).
В целях противодействия коррупции правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Указанным Федеральным законом также определен механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Названные правовые нормы позволяют привлекать виновных лиц к ответственности за совершение коррупционных преступлений, а также выявлять случаи несоответствия расходов лица, замещающего государственную должность, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, принимать соответствующие меры, и тем самым достигать цели, поставленные в законопроекте.
Кроме того, в настоящее время во исполнение подпункта "а" пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 февраля 2016 г. N Пр-299 проводится работа по подготовке изменений Федерального закона N 230-ФЗ, направленных на расширение сферы его действия.
Учитывая изложенное, полагаем, что дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации статьей об ответственности за незаконное обогащение может повлечь конкуренцию предлагаемой нормы и действующих норм, и, как следствие этого, создать проблемы в правоприменении.
Следует также отметить правовую неопределенность положений проектной статьи 290.1 УК РФ, в частности, касающихся объективной стороны состава преступления, предусмотренного этой нормой (какие действия виновного должны признаваться преступными, каков порядок определения стоимости активов должностного лица для установления ее значительного превышения над размером законных доходов).
Относительно части 2 статьи 46 УК РФ в редакции законопроекта обращаем внимание на то, что верхний предел размера наказания в виде штрафа, исчисляемого в абсолютной величине, снижен с пяти до одного миллиона рублей, а также исключено указание на сумму незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов (при исчислении штрафа в кратной величине). При этом причины указанных изменений нормы, исходя из текста законопроекта и Пояснительной записки к нему, не ясны.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.