Досье на проект федерального закона
В настоящее время, несмотря на введение процедуры лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами остаётся сложной ситуация расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения. При этом даже критическое неисполнение обязанностей по расчётам не является основанием для ограничения деятельности управляющей организации на рынке.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 8 указанного Федерального закона в перечень лицензионных требований с учётом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) в том числе может быть включено требование о соответствии соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами.
Согласно официальной позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенной в письме от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04, соблюдение порядка осуществления расчётов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Однако судебная практика по применению части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований) противоречива. Суды прекращают производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
Так как, согласно части 4 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта. Соблюдение Правил содержания общего имущества, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, Правил предоставления коммунальных услуг является обязательным в сфере управления многоквартирными домами в целом, а не только для управляющих компаний, имеющих лицензию. В связи с этим нарушение указанных нормативных актов нельзя считать нарушением лицензионных требований.
Представляется, что данная коллизия должна быть разрешена на законодательном уровне, а до тех пор, судебная практика будет разнородной.
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменения в часть 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации в части дополнения перечня лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, требованием об отсутствии у лицензиата признанной по акту сверки расчётов или подтверждённой решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс.
Наличие у лицензиата задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс является угрозой срыва предоставления коммунальных ресурсов в управляемые им многоквартирные дома и свидетельствует о ненадлежащей работе с должниками либо о нецелевом расходовании средств.
Дополнение перечня лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, вышеназванным положением будет способствовать сокращению на соответствующем рынке услуг количества неэффективно работающих недобросовестных компаний, а также повышению гарантий своевременного и бесперебойного обеспечения граждан коммунальными ресурсами.
Действующая редакция статьи 199 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается внести изменения в статью 199 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие аннулирование лицензии в случае неисполнения лицензиатом обязанностей по осуществлению расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, за 3 и более расчётных периода (расчетных месяца), факт неисполнения которых установлен в судебном порядке.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в сфере управления многоквартирными домами.
Принятие представленного законопроекта позволит повысить уровень ответственности и добросовестности управляющих организаций, а также улучшить качество их работы по управлению многоквартирными домами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации" не повлечёт дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 193 и 199 Жилищного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.