Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и пунктом "к" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
В законопроекте предлагается ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации новый вид принудительных мер медицинского характера "химическая кастрация", который может быть назначен судом лицам, "совершившим преступления, предусмотренные ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132, ч. 3 ст. 134, ч. 3 ст. 135" УК РФ.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьёй 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и главой 15 УК РФ в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, могут быть применены принудительные меры медицинского характера.
Предусмотренные главой 15 УК РФ меры не являются наказанием и в силу статьи 98 УК РФ применяются в целях излечения лиц, совершивших общественно опасные деяния, или улучшения их психического состояния, а также предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний.
Вместе с этим законопроект не связывает применение принудительной меры - "химической кастрации" с наличием у совершившего преступление лица какого-либо заболевания, требующего медицинского вмешательства, что ведёт к неопределённости в предмете правового регулирования данного законопроекта.
Также в законопроекте не даётся определение понятия "химическая кастрация", отсутствует определение этого понятия и в действующем законодательстве.
Условия, основания, пределы назначения "химической кастрации" разработаны в представленном законопроекте не в полном объёме.
Кроме того, в качестве основания назначения этой меры в предлагаемой редакции пункта "д" части первой статьи 97 УК РФ указано на совершение лицом преступлений, предусмотренных частью пятой статьи 131 и частью пятой статьи 132 УК РФ. Однако статьи 131 и 132 УК РФ в действующей редакции состоят из четырёх частей.
Также необходимо отметить, что порядок применения и исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством и иными федеральными законами. Однако внесения взаимосвязанных изменений в соответствующие нормативные акты в представленном законопроекте не предлагается.
С учётом изложенного полагаем, что законопроект требует существенной доработки, а также нуждается в дополнительном обосновании концепция законопроекта о применении "химической кастрации" принудительно, а не на добровольной основе.
Представленный проект федерального закона в части внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации не поддерживается.
|
А.Я. Петроченков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.