Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 1016453-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект федерального закона N 1016453-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей", внесенный Президентом Российской Федерации.
Названным законопроектом расширяется применение института присяжных заседателей. В соответствии с проектной частью второй статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации лица, обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений, наделяются правом ходатайствовать о рассмотрении их дел в районных судах и гарнизонных военных судах в составе судьи и коллегии из 6 присяжных заседателей.
При этом к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда с участием присяжных заседателей предлагается отнести уголовные дела об особо тяжких преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй (убийство при отягчающих обстоятельствах), 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля); 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), 357 (геноцид) Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также об особо тяжких преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой (убийство) и 111 частью четвертой (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, соответствии с законопроектом сокращается численный состав коллегии присяжных заседателей краевых, областных и равных им судов с 12 до 8 человек. В связи сокращением числа присяжных заседателей краевых, областных и равных им судов и установлением численного состава коллегии присяжных заседателей районных судов и гарнизонных военных судов в статьи 325, 327, 328 и 343 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вносятся изменения, уточняющее производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей.
Концепция законопроекта поддерживается, поскольку, как указано в пояснительной записке, участие присяжных заседателей в судах районных уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов в качестве основного звена российской судебной системы, наиболее приближенного к населению, создаст необходимые условия для широкого привлечения граждан к отправлению правосудия, позволит обеспечить полную реализацию положений статьи 123 (часть 4) Конституции Российской Федерации о том, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1016453-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.