Досье на проект федерального закона
Во исполнение подпункта в) "Создание национального резерва Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках выполнения Концепции создания новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" осуществляется работа по созданию новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - новая система).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "7 мая 2012 г."
Целью создания новой системы является обеспечение гарантированного доукомплектования Вооруженных Сил в установленные сроки военно-обученными мобилизационными людскими ресурсами, как в период мобилизации, так и для разрешения кризисных ситуаций.
Новая система предусматривает выделение из состава запаса мобилизационного людского резерва, то есть граждан, пребывающих в запасе и заключивших в установленном порядке контракт о пребывании в резерве
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва", определяющий правовые и организационные основы создания национального резерва.
В рамках реализации указанного федерального закона сформирована необходимая нормативная правовая база, регламентирующая порядок создания и функционирования мобилизационного людского резерва (далее - резерв).
В частности, издан Указ Президента Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации" (предусматривает проведение эксперимента и регламентирует численность резервистов);
Приняты постановления Правительства Российской Федерации:
от 28 октября 2013 г. N 964 "О внесении изменений в Положение о проведении военных сборов" (регламентирует порядок проведения тренировочных занятий с резервистами);
от 1 октября 2014 г. N 1005 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (утверждает изменения, вносимые в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", которое определяет порядок проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации при поступлении в резерв);
от 15 августа 2015 г. N 850 "Об утверждении Правил исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в период пребывания в мобилизационном людском резерве, а также полученных гражданами Российской Федерации при заключении контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве" (определяет порядок возмещения затраченных денежных средств при досрочном исключении из резерва);
от 3 сентября 2015 г. N 933 "Об утверждении Положения о пребывании граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве", (определяет порядок отбора и содержания резервистов);
от 23 декабря 2015 г. N 1412 "Об установлении размера месячного оклада гражданам Российской Федерации, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов", (определяет размер и порядок осуществления денежных выплат резервистам).
С 2016 году проводится эксперимент по внедрению новой системы.
В целом существующая нормативная правовая база обеспечивает правовые и организационные основы резерва.
Вместе с тем, граждане, пребывающие в запасе и уволенные с военной службы в течение двух лет со дня увольнения в запас, а также имеющие трех и более несовершеннолетних детей, не могут поступить в резерв, так как в соответствии с действующим законодательством освобождены от военных сборов.
Так, в соответствии с п.п. "к" и "л" п. 2 ст. 55 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от военных сборов освобождаются граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас, а также имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) направлен на предоставление отдельным категориям граждан, пребывающих в запасе (далее - граждан), права поступления в резерв.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в п.п. "к", "л" п. 2 ст. 55 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", которыми определяются категории граждан, подлежащих освобождению от военных сборов, а также не подлежащих призыву на военные сборы.
Таким образом принятие данного законопроекта закона позволит указанным гражданам поступать в резерв добровольно.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части предоставления отдельным категориям граждан, пребывающих в запасе, права поступления в мобилизационный людской резерв)
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в части предоставления отдельным категориям граждан, пребывающих в запасе, права поступления в мобилизационный людской резерв)
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.