Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1040490-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1040490-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на обеспечение сбалансированного наполнения Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Российской Федерации с учетом внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих увеличение с 1 апреля 2016 года акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (далее - акцизы на нефтепродукты). Согласно указанным изменениям с 1 апреля текущего года ставки акцизов на автомобильный бензин повышаются на 2 рубля в расчете на 1 литр и акцизов на дизельное топливо - на 1 рубль на 1 литр, что позволит увеличить доходы от акцизов на нефтепродукты в 2016 году на сумму 70,7 млрд. рублей. Законопроектом предлагается с 1 мая 2016 года закрепить нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет по нормативу 23 процента, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 77 процентов. Дополнительные доходы от акцизов на нефтепродукты в 2016 году поступят в федеральный бюджет в объеме 68,5 млрд. рублей. При этом доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты в 2016 году увеличатся на 2,1 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что по данным Федерального казначейства по итогам исполнения бюджетов за 2015 год на формирование региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации сверх поступлений от транспортного налога, акцизов на нефтепродукты и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета дополнительно направили доходы от иных поступлений в бюджет субъекта, утвержденных законом, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта.
В целом по региональным дорожным фондам в 2015 году из 739,3 млрд. рублей 516,1 млрд. рублей составили транспортный налог, акцизы на нефтепродукты и межбюджетные трансферты из федерального бюджета и 223,1 млрд. рублей - другие средства бюджетов субъектов.
В 2015 году сверх доходов от поступления транспортного налога, акцизов на нефтепродукты и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 65 регионов были вынуждены направить на создание региональных дорожных фондов доходы от иных поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 239,7 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что у субъектов отсутствуют ресурсы для увеличения расходов региональных бюджетов.
Так, государственный долг субъектов Российской Федерации на 1 января 2016 года составил 2 318,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению с началом года на 229,1 млрд. рублей, или на 11,0 процента.
На фоне сохраняющейся тенденции роста государственного долга субъектов доля бюджетных кредитов, привлеченных в бюджет субъекта от других бюджетов бюджетной системы, увеличилась на 3,9 процентного пункта и составила 34,9 процента. При этом доля задолженности по кредитам, полученным субъектами от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, снизилась всего на 0,9 процентного пункта и составила 41,6 процента.
Кроме того Комитет отмечает, что законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс в части увеличения ставки акцизов на нефтепродукты был принят Государственной Думой и Советом Федерации при условии, что дополнительные средства будут направлены в регионы на создание дорожной инфраструктуры.
Однако предлагаемые в рассматриваемом законопроекте нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между федеральном бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации противоречат достигнутым ранее соглашениям по использованию дополнительных доходов от увеличения акцизов на нефтепродукты на формирование региональных дорожных фондов.
Кроме этого в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 193 Налогового кодекса Российской Федерации" указывалось, что в результате изменений, предлагаемых законопроектом, дополнительные доходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году от акцизов составят 89,3 млрд. рублей, что на 19 млрд. рублей больше суммы, указанной в материалах Правительства Российской Федерации, представленных к рассматриваемому законопроекту.
Комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации в ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении представить в Государственную Думу дополнительные расчеты по обоснованию объемов дополнительных доходов по акцизам на нефтепродукты, в том числе по акцизам на прямогонный бензин.
Комитет отмечает, что с учетом процедуры рассмотрения законопроектов в парламенте, срок вступления в силу данного законопроекта с 1 мая текущего года может быть перенесен на более поздний срок.
На основании изложенного, с учетом необходимости формирования дополнительных источников доходов федерального бюджета и обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1040490-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в первом чтении с учетом его доработки во втором чтении в части зачисления дополнительных доходов от увеличения ставки акцизов на моторное топливо равными долями в федеральный бюджет и региональные дорожные фонды.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.