Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Казаковым, А.А. Ющенко, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Казаковым, А.А. Ющенко, О.Л. Михеевым проект федерального закона N 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части упорядочения распространения информации в сети "Интернет") и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается дополнение Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" новой статьей, положениями которой вводится понятие "владелец новостного агрегатора" и определяются особенности распространения информации новостным агрегатором.
Так, в соответствии с частью 1 проектируемой статьи 10.4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", под владельцем новостного агрегатора понимается владелец программ для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", которые используются для обработки и распространения новостной информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик или иных языках народов Российской Федерации, и на которых может размещаться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети "Интернет".
Нормами проектируемой статьи на владельца новостного агрегатора налагается ряд ограничений при распространении им новостной информации.
Для обеспечения исполнения законопроекта его нормами предусматривается создание и ведение Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор) реестра новостных агрегаторов.
Положениями законопроекта установлено, что в случае обнаружения на новостном агрегаторе фактов фальсификации общественно значимых сведений, фактов распространения недостоверной общественно-значимой новостной информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, а также фактов распространения новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации, уполномоченные государственные органы вправе обратиться в Роскомнадзор с обоснованным требованием о принятии мер по прекращению распространения такой информации.
В случае получения указанного требования, Роскомнадзор в течение 24 часов с момента получения требования и прилагаемых к нему решения суда или уполномоченного государственного органа, рассматривает его и направляет владельцу новостного агрегатора предписание, в том числе по системе взаимодействия, о незамедлительном прекращении распространения информации.
Положениями законопроекта устанавливаются требования к владельцу новостного агрегатора, которое заключается в том, что иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать участником владельца новостного агрегатора, также указанные лица не вправе контролировать более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) владельца новостного агрегатора.
Владелец новостного агрегатора, включенного в реестр новостных агрегаторов, обязан привести свои учредительные документы в соответствие с обозначенными требованиями не позднее 6 месяцев со дня включения соответствующей записи в реестр новостных агрегаторов.
Законопроектом предусматривается внесение корреспондирующих изменений в КоАП, устанавливающих административную ответственность за неисполнение положений законопроекта, в частности:
- за невыполнение владельцем новостного агрегатора требований о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями, предусмотренными законом;
- за неисполнение владельцем новостного агрегатора предписаний Роскомнадзора о прекращении распространения новостной информации.
Производство по указанным правонарушениям предполагается возложить на Роскомнадзор.
Комитет концептуально поддерживает принятие законопроекта, однако обращает внимание, что к его положениям имеются замечания правового характера, в частности согласно нормам законопроекта, на владельца новостного агрегатора возлагается ответственность за распространяемую им информацию, в том числе и в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации.
Ведение указанной ответственности представляется избыточной, поскольку в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ), редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации (за исключением случаев распространения информации, указанной в части шестой статьи 4 Закона о СМИ), которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
В связи с тем, что в соответствии с положениями статьи 49 Закона о СМИ на журналиста уже возложена обязанность по проверке достоверности сообщаемой им информации и с учетом приведенных положений статьи 57 Закона о СМИ, проведение дополнительной проверки такой информации новостным агрегатором необоснованно налагает на него дополнительную и очень обременительную обязанность по проверке распространяемой информации, которая уже проверена лицом ответственным за ее законность.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.