Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 1004188-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части упорядочения распространения информации в сети "Интернет"),
внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Казаковым, А.А. Ющенко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел названный законопроект, по которому является соисполнителем, в части, относящейся к предмету своего ведения.
Законопроектом предлагается установить определенные ограничения для так называемых "новостных агрегаторов" в сети "Интернет" в части распространения новостной информации (пропаганду преступлений и административных правонарушений, насилия и жестокости, недостоверной информации и т.п.), направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей.
Статьей 2 законопроекта в проектных статьях 13.32, 19.7.10-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предлагается установить административную ответственность:
1) за невыполнение владельцем новостного агрегатора требований о приведении своих учредительных документов в соответствие с требованиями, предусмотренными законом;
2) за неисполнение владельцем новостного агрегатора предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи о прекращении распространения новостной информации.
По мнению авторов законопроекта установление указанной ответственности обусловлено изменениями вносимыми в Федеральный закон от 27 июля 2016 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Комитет, рассмотрев законопроект, обращает внимание, что используемый авторами подход в большинстве своем не свободен от ряда противоречий, дискуссионен и требует дополнительного обсуждения.
Прежде всего, необходимо отметить, что отсутствие в законодательной инициативе законодательного закрепления понятия "новостной агрегатор", а также механизма реализации предлагаемых изменений допускает неоднозначное толкование положений законопроекта, что может привести к противоречивой правоприменительной практике.
Считаем необходимым подчеркнуть, что в Федеральном законе от 27 июля 2016 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятие "новостной агрегатор" также не закреплено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Однако ни законопроектом, ни Федеральным законом от 27 июля 2016 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не установлены такие требования к учредительным документам владельцев "новостных агрегаторов", невыполнение которых будет образовывать состав правонарушения.
Требует оценки предложение о необходимости дополнительного законодательного регулирования ответственности за неисполнение предписаний соответствующих государственных органов (проектируемая статья 19.7.10-1 Кодекса), поскольку ответственность за подобные деяния фактически установлена положениями действующей редакции статьи 19.5 Кодекса, которая регламентирует, что невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение на правонарушителя административного штрафа.
Предлагаемая редакция диспозиции статьи 19.7.10-1 Кодекса не позволяет четко определить объем, характер и круг новостной информации, подлежащей прекращению к распространению.
При работе над текстом законопроекта также необходимо учесть, что потребуется изменение положений статьи 3.5 Кодекса, так как предлагаемые законопроектом размеры штрафов не согласуются с вышеуказанными нормами, определяющими максимально возможные размеры административного штрафа для соответствующих категорий лиц.
С учетом изложенного, высказанные замечания могут быть доработаны при подготовке указанного законопроекта ко второму чтению.
Утверждено на заседании Комитета "11" апреля 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.