Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 266406-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов охраны морской среды от нефтяного загрязнения), внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Куликовым, С.П. Обуховым, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 266406-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов охраны морской среды от нефтяного загрязнения), внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Куликовым, С.П. Обуховым, А.А. Андреевым, А.В. Корниенко (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в регулирование отношений, касающихся предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, в части распространения новых требований на ранее выданные лицензии и создания некоммерческого национального фонда охраны морской среды от нефтяного загрязнения. При этом создание указанного некоммерческого национального фонда охраны морской среды от нефтяного загрязнения предусматривается для возмещения вреда, превышающего финансовые возможности организации, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации.
Комитет обращает внимание, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" уже урегулирован комплекс отношений, связанный с защитой и сохранением морской среды от нефтяного загрязнения.
В том числе установлено несколько форм финансового обеспечения осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Одной из таких форм является резервный фонд, созданный эксплуатирующей организацией.
Также Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 287-ФЗ определено, что если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, не позволяющем обеспечить его устранение на основе утвержденного эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, федеральные органы исполнительной власти привлекают на основе обращения эксплуатирующей организации дополнительные силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Расходы на привлечение дополнительных сил и средств возмещаются эксплуатирующей организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в вышеназванном федеральном законе предусмотрена ситуация, когда эксплуатирующая организация не может полностью обеспечить проведение и финансирование мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, предлагаемые изменения законодательства могут привести к необходимости переоформления уже полученных лицензий и как следствие - к приостановлению работ на предоставленных участках недр.
По мнению Комитета, авторам законопроекта необходимо привести дополнительное обоснование необходимости принятия законопроекта и доработать его с учетом высказанных выше предложений и замечаний.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддерживает концепцию законопроекта при условии изменения текста законопроекта до первого чтения.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации отмечает, что в предложенной редакции законопроект не может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в первом чтении.
Кроме того, от одного из авторов законопроекта - депутата Государственной Думы А.Д. Куликова поступило письмо от 13 сентября 2013 года N вн-КАД-3/34 с просьбой не выносить на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении законопроект в связи с необходимостью его доработки.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует субъектам права законодательной инициативы доработать законопроект до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.