Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по охране здоровья повторно рассмотрел проект федерального закона N 357089-6 "О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части отдельных особенностей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), членами Совета Федерации А.К. Акимовым, А.М. Ермаковым, С.Л. Катанандовым, С.М. Киричуком, В.В. Литюшкиным, И.В. Фоминым, И.К. Чернышенко, В.А. Штыровым.
Проект федерального закона разработан в целях повышения доступности медицинской помощи населению, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Законопроектом предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ):
1) установить возможность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывать первичную медико-санитарную помощь не только в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, но и в стационарных условиях (статья 33);
2) учитывать плотность и особенности расселения населения в регионе при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 81).
Следует отметить, что Закон N 323-ФЗ исключает возможность оказания первичной медико-санитарной помощи в стационарах. Часть 6 статьи 33 Закона N 323-ФЗ устанавливает, что первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Вместе с тем Комитет по охране здоровья видит проблему в том, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях первичная медико-санитарная помощь становится недоступной для граждан, проживающих в отдаленных и малочисленных населенных пунктах. Поэтому для этих районов Комитет считает допустимым установить возможность оказания первичной медико-санитарной помощи в стационарных условиях.
Поскольку это может привести к росту расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следует уточнить финансовые последствия проектируемых изменений.
По второй части законопроекта Комитет поддерживает необходимость формирования территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом плотности и особенностей расселения населения в регионе.
Обширность территории, малочисленность населенных пунктов, их труднодоступность, повышенные расходы на санитарную авиацию и на обслуживание населения выездными бригадами в северных и отдаленных регионах объективно приводят к превышению установленных нормативов и тарифов, которые используются при формировании территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и носят усредненный характер. Нормативно-правовая база не содержит положений о порядке определения значений географических, климатических и иных объективных региональных факторов.
По мнению Комитета для обеспечения равных прав граждан нашей страны на медицинскую помощь независимо от места проживания необходимо совершенствование законодательства для практического учета особенностей регионов, их удаленности по отношению к центру России, транспортной доступности, климатических условий, расселения и иных объективных факторов.
Особенности организации медицинской помощи в условиях низкой плотности населения и ограниченной транспортной доступности обсуждались на заседании "круглого стола", проведенного в марте 2015 года в г. Якутске Республики Саха (Якутия), а также на парламентских слушаниях в Государственной Думе в феврале 2016 года. Однако вопросы, поставленные в законопроекте, по существу остаются нерешенными.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья подтверждает свою позицию, изложенную в заключении Комитета от 24 апреля 2014 года (протокол N 52) и поддерживает законопроект N 357089-6 "О внесении изменений в статьи 33 и 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 13 апреля 2016 года (протокол N 110).
Председатель Комитета |
С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.