Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 181342-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Порядок заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи регулируется статьей 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", разделом II Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342.
Так, предусмотрены требования к месту заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, перечню сведений об абоненте, которые должны быть внесены в договор, установлен запрет на заключение договоров в нестационарных торговых объектах, за исключением специально оборудованных транспортных средств. Лицо, действующее от имени оператора связи, обязано внести в договор сведения об абоненте и направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения.
Кроме того, законопроектом N 161450-7 предусматривается оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" только тем абонентам - физическим лицам или абонентам - юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) и пользователям услугами связи таких абонентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), сведения о которых внесены в базы данных систем расчета оператора связи.
Вместе с тем продолжают фиксироваться случаи распространения идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи либо ранее оформленных на абонентов-юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Распространение происходит в местах массового скопления граждан (на вокзалах, в переходах станций метро и т.п.).
Статьями 13.29 и 13.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи неуполномоченным лицом, а также невыполнение предусмотренных законом требований лицом, действующим от имени оператора связи, или несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов.
Однако отсутствует административная ответственность за заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах, а также за распространение неуполномоченным лицом идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения договора, либо идентификационных модулей (SIM-карт), по которым сведения об абонентах внесены в базы данных систем расчета оператора связи. Возникают сложности привлечения к ответственности нарушителей-иностранных граждан или лиц без гражданства. Нет основания для привлечения к ответственности абонента - юридического лица или индивидуального предпринимателя за непредставление или несвоевременное представление оператору связи сведений о своих пользователях. Кроме того, отсутствует возможность самостоятельного изъятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) идентификационных модулей (SIM-карт), распространяемых с нарушением установленного порядка заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.
В связи с этим осуществляемый контроль со стороны государственных органов за деятельностью третьих лиц, распространяющих идентификационные модули (SIM-карты), не приводит к улучшению ситуации и снижению нарушений в части корректного сбора сведений об абонентах (пользователях) или недопущению распространения идентификационных модулей (SIM-карт) без заключения абонентских договоров.
По итогам деятельности Роскомнадзора по пресечению незаконного распространения идентификационных модулей (SIM-карт) на территории Российской Федерации в 2016 году совместно с МВД России проведено 819 мероприятий, изъято 28 516 идентификационных модулей (SIM-карт) (из них в ЦФО 10 227 шт., в СЗФО 9 168 шт., в УФО 5 536 шт.).
С учетом изложенного, предлагается доработать существующие составы и дополнить КоАП РФ новыми составами административных правонарушений, предусматривающих ответственность за распространение неуполномоченным лицом идентификационных модулей (SIM-карт), либо идентификационных модулей (SIM-карт), по которым сведения об абонентах внесены в базы данных систем расчета оператора связи, за заключение договоров в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о связи, а также за непредставление или несвоевременное представление абонентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем оператору связи сведений, предусмотренных правилами оказания услуг связи, о пользователях. В случае выявления нарушений, совершаемых иностранными гражданами или лицами без гражданства, применять в качестве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.