Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в часть 1 статьи 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон) изменение, предоставляющее возможность розничной торговли табачной продукцией в нестационарных торговых объектах по реализации периодических печатных изданий при условии, что доля продажи периодических печатных изданий в их товарообороте составляет не менее 50 процентов.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на поддержку малого бизнеса, осуществляющего реализацию печатной продукции, так как ее продажа в нестационарных торговых объектах в настоящее время убыточна.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской от 15 апреля 2014 г. N 294, предусмотрено поэтапное снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов указанной категории населения в 2020 году. В 2014 году этот показатель составил, по данным социологических опросов, около 33 процентов.
Международные исследования показали, что высокая плотность розничной сети по реализации табачной продукции способствует потреблению табака детьми и молодежью, делая сигареты более доступными и формируя атмосферу, при которой курение является социально приемлемым.
В связи с этим требует дополнительного обсуждения вопрос защиты несовершеннолетних от повышения доступности табака, как особой категории граждан, защита которых должна быть приоритетной.
Законопроект не соответствует обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, к которой Российская Федерация присоединилась в 2008 году.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона предусматривается отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий.
Учитывая перспективы повышения акцизов на табачную продукцию, особенно актуальным является вопрос о недопущении роста доли теневого рынка табака, что требует соответствующего усиления государственного контроля (надзора) за розничной продажей табачной продукции.
Вместе с тем в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствуют расчеты дополнительного финансирования, необходимого для увеличения штата контрольно-надзорных органов для осуществления контроля дополнительного количества торговых объектов.
Следует также учитывать, что согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели могут не применять контрольно-кассовую технику в случае осуществления деятельности по продаже газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов.
В проектируемых законопроектом положениях используется понятие "нестационарный торговый объект по реализации печатных изданий". Дефиниция указанного понятия в законодательстве Российской Федерации отсутствует. В то же время понятие "нестационарный торговый объект" в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" означает "торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение".
Одновременно согласно части 3 статьи 19 Федерального закона запрещена розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 указанной статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 статьи 19 Федерального закона.
Учитывая предусмотренный Федеральным законом общий запрет на розничную торговлю путем развозной и разносной торговли, а также установленные из него исключения, нормы законопроекта требуют соответствующей корректировки.
В связи с изложенным законопроект нуждается в существенной доработке.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 8217п-П12 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 818428-6 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Тумановым и В.С. Шурчановым"
Текст письма официально опубликован не был