Досье на проект федерального закона
Серьёзные изменения в организации работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва - повышение качества законотворческого процесса, дисциплины и ответственности депутатов за свою деятельность и принимаемые решения позитивно воспринимаются в российском обществе.
По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), уровень одобрения деятельности нижней палаты парламента в декабре 2016 года достиг 52%. При этом всего за три месяца работы Государственной Думы седьмого созыва рост позитивных оценок составил 12%.
Одним из ключевых факторов, которые влияют на оценку гражданами деятельности представительских органов власти, является качество обратной связи с избирателями.
Как показала практика, депутаты Государственной Думы седьмого созыва эффективно работают с гражданами на личных приёмах, проводят выездные приёмы, встречи с избирателями, фактически сохраняя темп предвыборной кампании. Особенно активно эту работу ведут депутаты, избранные по мажоритарным округам.
В этой связи особое значение приобретает возможность оперативного получения депутатом информации по направленным им запросам, обращениям.
На сегодняшний день в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственного Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закона) должностное лицо, которому направлен запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.
30-дневный срок ответа на запрос, обращение депутата Государственной Думы значительно осложняет депутатскую деятельность. Большинство запросов направляется по итогам региональной недели, и из-за длительного рассмотрения, которое в подавляющем большинстве случаев не имеет оснований, депутат не имеет возможности отчитаться перед избирателями к следующей региональной неделе.
Основным запросом избирателей к власти любого уровня, в том числе и к депутатам Государственной Думы, было и остается решение местных проблем: вопросы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство территорий, транспорт и освещение улиц, и т.д. - вопросы, находящиеся в большинстве случаев в компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Стоит отметить, в законодательстве субъектов Российской Федерации множество примеров, когда срок рассмотрения обращения (запроса) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации должностными лицами установлен значительно меньший, чем срок рассмотрения запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Так, например, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 18 марта 2004 года N 15-ЗРТ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" депутатское обращение, поступившее в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, должностным лицам в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение семи дней со дня регистрации обращения, и не позднее указанного срока депутату предоставляются запрашиваемые информация или сведения.
В большинстве субъектов Российской Федерации сроки рассмотрения обращения депутата составляют от 10 дней (например, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия - Алания, Красноярский Край, Пермский Край и др.) до 15 дней (Республика Башкортостан, Республика Крым, Чеченская Республика, Приморский Край, и др.).
Представляется, что в отдельных случаях депутат законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации имеет возможность получить информацию быстрее, чем член Совета Федерации, депутат Государственной Думы.
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предлагается установить, что должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 10 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок. Если для подготовки ответа на запрос необходимо провести проверку (проверки), изучить дополнительные материалы, ответ на депутатский запрос может быть дан не позднее чем через 20 календарных дней со дня получения указанного запроса.
Также предлагается сократить срок рассмотрения обращения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы с 30 до 20 дней (часть 2 статьи 17 Закона).
Предлагаемые изменения направлены на увеличение эффективности депутатской деятельности, а также повышение авторитета Государственной Думы РФ как представительского органа государственной власти.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 14 и статью 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 14 и статью 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 14 и статью 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 14 и статью 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.