Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 204338-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 22 февраля 2017 года N 19-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" статья 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" дополнена пунктом 3.1, согласно которому председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, - глава соответствующего муниципального образования, указанного в пункте 3 данной статьи (муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения).
При этом согласно части 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Частью 2 статьи 36 указанного Федерального закона предусмотрены способы замещения должности главы муниципального образования и его место в структуре органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
Таким образом, не во всех случаях глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. Так, в Республике Башкортостан главы муниципальных образований муниципальных районов и городских округов избираются из состава депутатов и возглавляют представительный орган муниципального образования. При этом указанные должностные лица согласно части 5 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставам муниципальных образований осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. В свою очередь, главы местных администраций муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан назначаются по контракту, возглавляют местные администрации и осуществляют полномочия на постоянной основе.
Практика реализации нормы пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" выявила проблемы, связанные с невозможностью в ряде случаев оформления по месту работы для глав муниципальных образований, возглавляющих представительные органы и осуществляющих полномочия на непостоянной основе, допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Например, часть глав муниципальных образований может являться индивидуальными предпринимателями, руководителями или членами крестьянско-фермерских хозяйств, они могут находиться на пенсии или быть безработными. Данная проблема не возникает, если призывную комиссию по мобилизации граждан будет возглавлять лицо, осуществляющее полномочия на постоянной основе. Так, в Республике Башкортостан к данному должностному лицу местного самоуправления можно отнести главу местной администрации.
Представленным проектом в связи с изложенным предлагается уточняющая норма, согласно которой руководство призывной комиссией по мобилизации граждан в муниципальном районе, городском округе и внутригородской территории города федерального значения осуществляет не любой глава муниципального образования, а лицо, возглавляющее местную администрацию (глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, либо глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта).
Кроме того, проектом вводится аналогичная норма и в статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в части определения председателя призывной комиссии, что будет корреспондировать вышеизложенным положениям обоснования законопроекта.
Улица, возглавляющего местную администрацию, больше полномочий и практических возможностей для оперативной реализации задач, возложенных на призывные комиссии, нежели чем у лица, возглавляющего представительный орган местного самоуправления, в том числе на непостоянной основе. В системе органов местного самоуправления именно местные администрации в силу исполнительно-распорядительного характера своих полномочий осуществляют функции по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, по реализации прав и обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Принятие рассматриваемого проекта направлено на обеспечение централизованного руководства, заблаговременности, плановости и контроля, комплексности и взаимосогласованности мероприятий по мобилизационной подготовке, мобилизации, организации военной службы, более слаженной и эффективной деятельности призывных комиссий, что, в свою очередь, будет способствовать решению задач обеспечения обороноспособности и безопасности государства и общества.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 852 "Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований", постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.