Заключение
Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики на проект законодательной инициативы Думы Ставропольского края N 7-83 "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
По результатам рассмотрения указанного проекта законодательной инициативы (далее - законопроект), Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики (далее - Комиссия) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается исключить продолжительность отпуска по уходу за ребенком из пятилетнего периода работы медицинского работника, прибывшего (переехавшего) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа и получившего единовременную компенсационную выплату в соответствии с договором, заключенным с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Для этого предлагается внести изменение в часть 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Предлагаемые изменения не являются предметом регулирования части 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ. Требования к условиям договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации отражены в части 12.2 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ. Эти требования включают, в том числе, обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения.
Кроме того, в части 12.2 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ установлено полномочие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по определению порядка заключения такого договора. В отдельных субъектах Российской Федерации предусмотрено, что в случае предоставления отпуска по уходу за ребенком до истечения пятилетнего срока работы, получатель единовременной компенсационной выплаты обязан заключить дополнительное соглашение о приостановлении срока исполнения обязательств по договору, а после выхода из такого отпуска работать в той же медицинской организации в течение периода времени, равного периоду нахождения в отпуске по уходу за ребенком до истечения пятилетнего периода в соответствии с заключенным трудовым договором.
С другой стороны, в большинстве нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации отсутствуют положения, исключающие время нахождения в отпуске по уходу за ребенком из пятилетнего периода, а вопрос о возложении на работника обязанности фактически отработать предусмотренный договором пятилетний период либо возвратить часть полученной выплаты решается в судебном порядке.
Как отмечает Комитет Совета Федерации по социальной политике, предлагаемая мера будет способствовать более полной реализации заявленных в статье 51 Федерального закона N 326-ФЗ целей - обеспечение села врачами.
Кроме того, концепция законопроекта соответствует рекомендации, изложенной в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 февраля 2017 года N 18-СФ "О государственной поддержке социально-экономического развития Ставропольского края".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает, что с 2018 года финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета. Соответствующие положения Федерального закона утратят силу, а механизм будет регулироваться нормативным правовым актом. В связи с этим указанным Комитетом предлагается дополнительно обсудить данный законопроект на заседании "круглого стола" на тему "Реализация программы "Земский доктор" в субъектах Российской Федерации. Проблемы и перспективы", который планируется провести 26 июня 2017 года в г. Саратове, и выработать предложения по регулированию поставленных вопросов в рамках нормативного правового акта, который определит порядок осуществления единовременных компенсационных выплат с 2018 года.
У Правового управления Аппарата Совета Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний по концепции законопроекта не имеется.
Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что указанный законопроект направлен на обеспечение работы врачей в течение полного периода, установленного договором, что отвечает целям программы "Земский доктор" по преодолению дефицита врачебных кадров в сельской местности и будет способствовать созданию условий для доступности медицинской помощи жителям сельских территорий.
Председатели Законодательного Собрания Камчатского края и Парламента Кабардино-Балкарской Республики поддерживают законопроект без замечаний.
Председатель Государственного Совета Республики Коми законопроект не поддерживает.
На основании изложенного Комиссия Совета законодателей по вопросам социальной политики рекомендует Думе Ставропольского края внести на рассмотрение в Государственную Думу проект законодательной инициативы N 7-83 "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Председатель Комиссии, | М.Э. Оргеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.