Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы
проекта федерального закона N 156692-7 "О внесении изменений в статьи 22 и 38 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации (далее - Общественная палата) проведена общественная экспертиза ("нулевое чтение") проекта федерального закона N 156692-7 "О внесении изменений в статьи 22 и 38 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона).
Заключение Общественной палаты подготовлено на основании мнений, выводов, предложений и рекомендаций членов Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, привлеченных к обсуждению общественных экспертов, в том числе членов Научно-консультативного совета при Общественной палате.
Законопроект внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - автор законодательной инициативы).
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на снижение уровня террористической угрозы, возникающей в результате приобретения гражданства Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства в целях осуществления противоправной деятельности или с намерением скрыться на территории Российской Федерации от уголовного преследования за совершение преступлений в иностранных государствах.
В законопроекте предлагается изложить статьи 22, 38 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон о гражданстве) в новой редакции.
В части 2 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта уточняется основание отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации, под которым понимается представление заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, в случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации.
Предусмотренные в законопроекте изменения в статью 38 Закона о гражданстве направлены на совершенствование межведомственного взаимодействия органов судебной власти и органов, уполномоченных принимать решения о предоставлении гражданства Российской Федерации, при предоставлении информации о совершении преступлений заявителями, претендующими на получение гражданства Российской Федерации.
Общественная палата поддерживает основную идею законопроекта, заключающуюся в законодательном закреплении нормы, направленной на недопустимость получения гражданства Российской Федерации в целях осуществления деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации.
По мнению Общественной палаты, положения законопроекта соответствуют нормам части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации, закрепляющим, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. При этом предлагаемое правовое регулирование касается вопросов аннулирования гражданства как меры конституционно-правовой ответственности за предоставление заявителями заведомо ложных сведений. Под аннулированием гражданства следует понимать признание недействительным решения о приеме в гражданство, принятого на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Аналогичные законоположения содержатся в статье 9 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", в статье 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" и закрепляют возможность аннулирования решений о предоставлении правовых статусов беженца и вынужденного переселенца в отношении тех физических лиц, которые представили компетентным органам подложные документы или заведомо ложные сведения. В связи с вышеизложенным понятие "аннулирование гражданства" имеет иную правовую природу, чем понятие "лишение гражданства", что подтверждает вывод о конституционности положений законопроекта.
Помимо вышеизложенного Общественная палата считает необходимым внести следующие предложения.
1. Согласно положениям части 1 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.
В пояснительной записке к проекту федерального закона не в полной мере обоснована необходимость проектируемых положений об отмене решения о прекращении гражданства по основанию, определенному в части 1 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта. В частности, отсутствуют сведения о наличии фактов оспаривания решений о прекращении гражданства в связи с тем, что данные решения были приняты на основании представленных заявителями заведомо ложных сведений о совершении ими преступлений террористической направленности. Общественная палата предлагает рассмотреть возможность исключения из законопроекта вышеупомянутых положений об отмене решения о прекращении гражданства по основанию, определенному в части 1 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта.
2. В части 3 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта определяется, что под заведомо ложными сведениями, представленными заявителем в отношении обязательства, предусмотренного пунктом "б" части первой статьи 13 Закона о гражданстве, в случае, определенном в части второй настоящей статьи, понимается совершение хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных в законопроекте. Однако под сведениями, как правило, понимается информация о чем-либо. Общественная палата предлагает уточнить определение понятия "заведомо ложные сведения, представленные заявителем в отношении обязательства, предусмотренного пунктом "б" части первой статьи 13 Закона о гражданстве". Понятие "заведомо ложные сведения" в данном случае может быть определено как сокрытие фактов о наличии неснятой и непогашенной судимости за совершение хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных положениями части 3 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта.
3. В соответствии с положениями части 4 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений, предусмотренных положениями данной статьи, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства, предусмотренного пунктом "б" части первой статьи 13 Закона о гражданстве. По мнению Общественной палаты, данные положения законопроекта необходимо соотнести с существующим механизмом преюдиции, закрепленном в статье 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
4. В законопроекте имеется ряд незначительных юридико-редакционных неточностей. В частности, в части 4 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта словосочетание "преступлений, предусмотренных частью второй настоящей статьи" предлагается заменить на словосочетание "предусмотренных частью третьей настоящей статьи". Перечень преступлений, сокрытие информации о которых влечет отмену решения о приобретении гражданства, определен именно в части 3 статьи 22 Закона о гражданстве в редакции законопроекта.
Помимо вышеизложенного Общественная палата предлагает рассмотреть возможность дополнительного внесения изменений в положения части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации. В связи с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при совершении тяжких и особо тяжких преступлений представляется возможным внесение в установленном законом порядке законодательного предложения о дополнении исчерпывающего перечня обстоятельств, отягчающих наказание, таким обстоятельством, отягчающим наказание, как совершение преступления с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет".
Данная законодательная инициатива представляется не лишенной объективных оснований и своевременной, поскольку в настоящее время информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" активно используется при совершении преступлений террористической направленности, убийств, распространении наркотических средств, склонении несовершеннолетних к совершению суицидальных попыток и других тяжких и особо тяжких противоправных деяний, угрожающих общественным устоям государства.
На основании изложенного Общественная палата Российской Федерации поддерживает принятие проекта федерального закона N 156692-7 "О внесении изменений в статьи 22 и 38 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" с учетом вышеуказанных предложений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.