Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования положений федерального законодательства относительного статуса городских лесов.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий, в том числе на землях населенных пунктов. В соответствии с частью 3 статьи 23 Кодекса на землях населенных пунктов могут располагаться городские леса.
Статьями 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов отнесена к вопросам местного значения поселений и городских округов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 84 Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления отнесены разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статьи 3.3 Федерального закона от 25.11.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение лесными участками в составе земель населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления.
Несмотря на указанные обстоятельства, федеральное законодательство не решает вопрос о собственности земельных участков из земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, а также лесных участков в составе земель населенных пунктов. При этом положения статьи 8 Кодекса допускают, что указанные земельные участки и, соответственно, лесные участки могут находиться в собственности муниципального образования.
Отсутствие муниципальной собственности на земельные участки из земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, не позволяет органам местного самоуправления осуществить соответствующий вопрос местного значения в полной мере, поскольку статья 84 Кодекса связывает осуществление органами местного самоуправления всего комплекса полномочий (в том числе по осуществлению муниципального лесного контроля) только с лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На территории Самарской области складывается ситуация, при которой судебные органы на основании заявлений прокурора обязывают органы местного самоуправления проводить работы по лесоустройству, кадастровые работы, постановку земельных участков из земель населенных пунктов, занятых городскими лесами, на государственный кадастровый учет, а также включать указанные земельные участки в реестр муниципальной собственности. Например, во исполнение решения Центрального районного суда г. Тольятти по делу N 2-4071/2015 об обязании Мэрии г.о. Тольятти включить в реестр муниципальной собственности лесные участки площадью 7979 га, расположенные в границах г.о. Тольятти, в 2015- 2016 годах были проведены работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земель, покрытых лесами, на общую сумму 459,1 тысячи рублей.
Вместе с тем в настоящее время положения Федерального закона N 137-ФЗ не позволяют на практике зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки из земель населенных пунктов, занятых городскими лесами. В связи с этим органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области после проведения соответствующих работ получают отказы в регистрации права собственности от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. Подобная ситуация складывается в муниципальных образованиях иных субъектов Российской Федерации.
С учётом данных обстоятельств законопроектом предлагается внести изменение в статью 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ и предусмотреть, что в целях разграничения государственной собственности на землю к муниципальной собственности относятся земельные участки из земель населенных пунктов, занятых городскими лесами.
Реализация предлагаемых изменений позволит органам местного самоуправления, желающим приобрести в муниципальную собственность соответствующие леса и готовым осуществлять финансовое обеспечение соответствующих полномочий, в полной мере осуществлять деятельность по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов с учетом тех ограничений, которые предусмотрены земельным и лесным законодательством.
Предлагаемые изменения поддержаны участниками заседания "круглого стола" на тему "Сохранение и развитие городских лесов", прошедшего 16 мая 2017 года в г. Нижнем Новгороде и организованного Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства.
Законопроект доработан с учетом заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии на проект законодательной инициативы Самарской Губернской Думы N 7-94.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменения в пункт 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в части использования терминов.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.