Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Проект) разработан с целью обеспечения возможности предоставления имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности, без проведения торгов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и выполнению работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Управляющие организации), в целях использования данного имущества для осуществления указанной деятельности на срок действия договоров управления многоквартирными домами.
В настоящее время частями 4 и 14 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон) предусмотрены случаи передачи государственного и муниципального имущества без торгов, в частности, некоммерческим организациям, созданным в форме товарищества собственников жилья, а также, если объектом аренды является часть или части помещения, а общая площадь передаваемого помещения не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункты 4 и 14 части 1 статьи 17.1"
Установленные статьей 17.1 Федерального закона ограничения не позволяют органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о передаче государственного и муниципального имущества Управляющим организациям без проведения торгов.
В то же время статья 17.1 Федерального закона устанавливает целый ряд случаев передачи государственного и муниципального имущества без проведения торгов, например, адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам.
Проектом предлагается расширить перечень оснований предоставления в пользование имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности, без проведения торгов Управляющим организациям для оказания ими услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах при обязательном соблюдении целевого использования переданного имущества (нежилых помещений). При этом указанным Проектом уточняется объем прав на нежилые помещения, предоставляемые Управляющим организациям, исключительно правом пользования такими помещениями.
Также предусмотрено, что в случае нарушения условий передачи недвижимого имущества (использование но по назначению) договор в соответствии с которым передано соответствующее недвижимое имущество, подлежит расторжению.
Кроме того, в Проекте установлено, что срок пользования передаваемым государственным, муниципальным имуществом обусловлен сроком действия договора управления многоквартирными домами и должен прекращаться при расторжении договора управления многоквартирными домами.
Предпринимательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства представляет собой экономическую деятельность, осуществляемую субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребности общества в услугах, получения предпринимательского дохода, необходимого для саморазвития и выполнения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами. Деятельность Управляющих организаций носит затратный характер, обусловленный необходимостью обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, при этом качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Управление многоквартирными домами должно обеспечивать безопасные условия проживания граждан.
Вместе с тем, затраты на аренду указанных нежилых помещений могут привести к увеличению платы за содержание и ремонт помещения в части расходов на управление многоквартирным домом.
Вышеуказанные нежилые помещения необходимы Управляющим организациям для выполнения государственных функций, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и связанных с созданием условий для осуществления права граждан на жилище.
В настоящее время федеральное законодательство не предусматривает возможность заключения договоров аренды, безвозмездного пользования объектами нежилого фонда, находящимися в государственной, муниципальной собственности с Управляющими организациями, без проведения торгов.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Необходимо отметить, что предоставление государственного имущества путем проведения торгов в форме конкурса осуществляется исключительно в отношении видов имущества, перечисленных в приложении 2 к приказу Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса". Объекты нежилого фонда, используемые Управляющими организациями, к таким объектам не относится. Таким образом, по смыслу статьи 17.1 Федерального закона предоставление объектов нежилого фонда, находящихся в государственной, муниципальной собственности, Управляющим организациям должно осуществляться по результатам аукциона.
Следует также отметить, что установленное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона и указанное выше условие передачи государственного или муниципального имущества без проведения торгов не может быть применено к Управляющим организациям в большинстве случаев, т.к. указанный размер площади помещения может оказаться недостаточным для осуществления организационной и административной деятельности (прием граждан, проведение совещаний, обеспечение взаимодействия с органами власти, хранение документации и инвентаря, используемого для нужд уборки многоквартирных домов и их ремонта и др.).
Основным принципом государственного регулирования развития рынка в жилищно-коммунальной сфере является поддержка баланса экономических интересов всех участников рынка.
Принимая во внимание специфику жилищно-коммунальной сферы и социальную значимость вопроса, представляется возможным расширить перечень оснований предоставления такого имущества без проведения торгов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере управления многоквартирными домами и использующим государственное и муниципальное имущество в целях оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, при обязательном соблюдении целевого использования переданного имущества.
Принятие проектируемого федерального закона позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, более эффективно оказывать услуги в данной сфере и не приведет к необходимости дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции""
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции""
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.