Досье на проект федерального закона
Исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон) запрещается совмещение субъектом электроэнергетики двух видов деятельности: естественно-монопольной (передача и оперативно-диспетчерское управление электроэнергией) и конкурентной (производство и купля-продажа электроэнергии). Целью установления данного ограничения являлось как недопущение злоупотребления организациями-монополистами своим положением на соответствующем товарном рынке, так и соблюдение интересов потребителей электроэнергии.
Опыт работы в Ставропольском крае предприятий энергетики, разделённых на сетевые и сбытовые, показывает наличие между ними серьёзных разногласий, которые нередко решаются в судебном порядке или с привлечением Федеральной антимонопольной службы.
Сетевые организации вынуждены отстаивать свои права и законные интересы в суде в связи с систематическим неисполнением энергосбытовыми компаниями обязательств по оплате оказываемых им услуг по передаче электроэнергии.
Ввиду того, что при разделении по видам деятельности все объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, воздушные и кабельные линии электропередач, а также дорогостоящая система учёта электроэнергии) остаются на балансе у сетевой организации, сбытовая компания остаётся практически с нулевыми активами и ничем не рискует при ненадлежащем осуществлении обязательств.
При разделении предприятий энергетики из-за отсутствия залогового имущества у сбытового предприятия образуются проблемы с привлечением кредитов для покрытия кассового разрыва, возникающего в результате наличия временного разрыва в сроках оплаты за электроэнергию на оптовом рынке и поступления денежных средств от потребителей. В период нестабильности кассовый разрыв увеличивается за счёт снижения платёжеспособности потребителей. Однократный срыв графика платежей за потреблённую электроэнергию приводит к введению особых требований при проведении расчётов на оптовом рынке электроэнергии, в том числе к предоставлению дорогостоящих финансовых гарантий, с последующим рассмотрением наблюдательным советом совета рынка вопросов о лишении организации статуса субъекта оптового рынка, об исключении из реестра субъектов оптового рынка и о лишении права участия в торговле электрической энергией (мощностью).
Кроме того, финансирование выполненных услуг по передаче электроэнергии производится по остаточному принципу, что не позволяет в полном объёме производить регламентные работы по обслуживанию, ремонту и реконструкции региональных электрических сетей в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. Данная ситуация приводит к нарушению стабильного энергоснабжения потребителей Ставропольского края и усиливает социальную напряжённость.
Задержка платежей энергосбытовыми предприятиями происходит преднамеренно и нередко является частью бизнес-процесса. Систематические неплатежи энергосбытовых компаний создают сложное финансовое положение в сетевых предприятиях. Из-за отсутствия денежных средств инвестиционные программы сетевых компаний выполняются в неполном объёме и (или) с нарушением сроков, что ведёт к увеличению изношенности электросетей, росту частоты аварийных отключений оборудования и увеличению сроков их устранения.
В настоящее время наблюдается значительное ухудшение состояния дисциплины расчётов гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций на розничных рынках электроэнергии. При этом недостаточно развиты эффективные механизмы контроля как федеральных органов исполнительной власти, так и организаций инфраструктуры рынка за финансово-хозяйственным состоянием указанных организаций с целью предотвращения рисков возникновения у них значительных объёмов кредиторской задолженности перед иными субъектами рынка и возможных банкротств, что создаёт риски надёжного и бесперебойного электроснабжения населения, порождает цепочку неплатежей между иными субъектами электроэнергетики и негативно сказывается на экономике отрасли в целом.
Проблема задержки платежей энергосбытовыми предприятиями затрагивает практически все регионы Российской Федерации. Озабоченность этой проблемой высказало Министерство энергетики Российской Федерации, которое планирует вводить новые радикальные меры по снижению задолженности перед сетевыми компаниями. Однако положительной динамики решения данной проблемы на данный момент не имеется.
Кроме того, анализ реструктуризации отрасли по разделению предприятий энергетики на сетевые и сбытовые предприятия показывает повышение общих и организационных издержек бизнеса.
При разделении предприятий энергетики возникает потребность в увеличении численности персонала на таких предприятиях и, как следствие, увеличении фонда оплаты труда, что отражается на росте тарифов на электроэнергию.
Таким образом, для решения вышеуказанных вопросов необходимо внесение изменений в Федеральный закон в части отмены запрета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка совмещения деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" повлечёт необходимость признания утратившими силу следующих актов федерального законодательства:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 г. N 355 "Об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 628 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331";
3) приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 июня 2012 г. N 416 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством Российской Федерации";
4) постановление Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. N 938 "О проведении аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже, и определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти по проведению указанного аукциона".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.