Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231361-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" (далее - законопроект) разработан в целях реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, 4 мая 2017 г. (от 24 мая 2017 г. N Пр-1001ГС, пункт 1).
Мониторинг практики независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования в субъектах Российской Федерации в период 2015 - 2016 годов выявил необходимость совершенствования организации данной оценки.
Законопроект направлен на совершенствование порядка проведения независимой оценки качества услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания (далее - независимая оценка качества, организации социальной сферы). С этой целью законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.
В целях повышения значимости результатов независимой оценки качества для органов исполнительной власти, а также для самих организаций социальной сферы при выработке мер по улучшению качества оказания услуг законопроектом предусматривается:
введение для высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обязанности представлять публичный отчет в орган законодательной власти субъекта Российской Федерации о результатах независимой оценки качества, который предлагается рассматривать с участием представителей общественных советов по проведению независимой оценки качества и общественной палаты субъекта Российской Федерации. Отчет о результатах независимой оценки качества будет размещаться на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет";
наделения федеральных органов исполнительной власти полномочиями по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и мониторингу по вопросам организации и проведения независимой оценки качества услуг, а также по обязательному ежеквартальному рассмотрению результатов указанного мониторинга на заседаниях общественных советов по проведению независимой оценки качества услуг;
включение результатов независимой оценки качества в систему оценки эффективности деятельности руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также руководителей организаций социальной сферы;
введение нормы о назначении ответственных должностных лиц за достоверность, полноту и своевременность размещения информации о результатах независимой оценки качества на едином портале - Официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".
Указанные нормы предлагается внести в отраслевые законы о культуре, социальном обслуживании, охране здоровья, образовании, а также в законодательство об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях предотвращения возникновения конфликта интересов при проведении независимой оценки качества законопроектом предусматривается наделение Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации полномочиями по формированию общественных советов по проведению независимой оценки качества и утверждению их состава.
Предлагается также уточнить состав общественного совета по проведению независимой оценки качества. Предусматривается, что в их состав не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, профессиональных сообществ, руководители (их заместители) и работники организаций, подлежащих независимой оценке качества.
Наряду с этим законопроектом предлагается ввести единые требования к организациям, являющимся участниками закупок услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Такими организациями не могут быть государственные и муниципальные организации, а также негосударственные организации, подлежащие независимой оценке.
Законопроектом уточнены критерии независимой оценки качества с учетом поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 28 декабря 2016 г. N Пр-2563: в отдельный критерий выделена "доступность услуг для инвалидов".
Уточнены обязанности органов власти по уровням управления: уполномоченные федеральные органы исполнительной власти организуют проведение независимой оценки качества для организаций федерального подчинения, органы власти субъекта Российской Федерации для организаций, находящихся в их ведении, а также для муниципальных организаций.
При этом в отношении органов местного самоуправления предлагается норму, связанную с их правом на организацию проведения независимой оценки качества, заменить на норму о праве органов местного самоуправления применять ее результаты для оценки деятельности подведомственных учреждений и осуществлять контроль за устранением выявленных недостатков. Это связано с тем, что на практике отмечается несоблюдение органами местного самоуправления установленного порядка организации проведения независимой оценки качества, прежде всего по причине ограниченности кадровых и иных ресурсов (согласно действующему законодательству органы местного самоуправления не обязаны создавать условия для указанной оценки).
Наряду с этим предусматривается, чтобы уполномоченные федеральные органы исполнительной власти имели право утверждать перечень организаций, в отношении которых не проводится независимая оценка качества. Указанный перечень организаций будет предварительно обсуждаться на заседании общественного совета. В настоящее время такая норма предусмотрена в сфере культуры, где в установленный перечень вошли организации, не оказывающие населению непосредственно услуги в сфере культуры (дома творчества, реставрационные учреждения), а также организации, осуществляющие гастрольную деятельность и не имеющие постоянного помещения. В сфере здравоохранения к таким организациям могут относиться организации, не оказывающие непосредственно медицинскую помощь населению (бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомические бюро, медико-информационные центры и т.п.), в сфере образования - образовательные учреждения, находящиеся в ведении органов, исполняющих наказания, и другие. Законопроектом предусматривается включение в независимую оценку качества бюро медико-социальной экспертизы.
Для повышения уровня информированности населения о независимой оценке качества предлагаются нормы, предусматривающие улучшение работы официальных сайтов. Так, следует предоставить гражданам возможность оставить отзывы, которые должны быть рассмотрены уполномоченными должностными лицами, а также должны быть приняты необходимые меры.
Предлагается также предусмотреть, что в целях методического обеспечения проведения независимой оценки качества:
устанавливается единый порядок расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы;
устанавливаются методические рекомендации по разработке технического задания на оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями социальной сферы.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" (далее - независимая оценка) не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законодательство о независимой оценке качества оказания услуг организациями культуры, образования, здравоохранения и социального обслуживания реализуется с 2015 года.
Полномочия органов государственной власти, вытекающих из названного Федерального закона, осуществляются в пределах установленной предельной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации соответствующим органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
Расходы на проведение работ организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг организациями социальной сферы (далее - организация - оператор) осуществляются за счет предусмотренных средств федеральных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания* охраны здоровья и образования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
Постановления Правительства Российской Федерации:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы отчета о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями и плана работы по итогам указанной независимой оценки, а также порядка принятия решений по итогам рассмотрения отчета о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями и контроля за исполнением принятых решений. Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минкультуры России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфин России. Срок принятия - не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (в части дополнения перечня показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатами независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания)". Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минкультуры России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфин России. Срок принятия - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
3) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" (в части учета результатов независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы). Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России. Срок принятия - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
4) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об общественном совете по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями". Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минкультуры России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфин России. Срок принятия - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Приказы федеральных органов исполнительной власти:
1) приказы Минкультуры России, Минздрава России, Минобрнауки России и Минтруда России об утверждении ответственного лица за организацию деятельности по функционированию системы независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, а также за ведение мониторинга реализации законодательства о независимой оценке качества в субъектах Российской Федерации. Ответственные исполнители - Минкультуры России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минтруд России. Срок принятия - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
2) приказы Минкультуры России, Минздрава России, Минобрнауки России и Минтруда России об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания". Ответственные исполнители - Минкультуры России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минтруд России. Срок принятия - не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
3) приказ Минтруда России "Об утверждении примерного технического задания на оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и медико-социальной экспертизы". Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минкультуры России, Минздрав России, Минобрнауки России. Срок принятия - не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
4) приказ Минтруда России "Об утверждении единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и медико-социальной экспертизы". Ответственный исполнитель - Минтруд России. Срок принятия - не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
5) приказ Минздрава России "Об утверждении перечня медицинских организаций, в отношении которых не проводится независимая оценка качества оказания ими услуг". Ответственный исполнитель - Минздрав России. Срок принятия - не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
6) приказ Минобрнауки России "Об утверждении перечня образовательных организаций, в отношении которых не проводится независимая оценка качества оказания ими услуг". Ответственный исполнитель - Минобрнауки России. Срок принятия - не позднее 4 месяц со дня вступления в силу Федерального закона;
7) приказ Минтруда России "Об утверждении перечня организаций социального обслуживания и медико-социальной экспертизы, в отношении которых не проводится независимая оценка Срок принятия - не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
8) приказ Минтруда России "Об утверждении дополнительных требований к оператору - организации, осуществляющей сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания". Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минкультуры России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минфин России. Срок принятия - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
9) приказ Минфина России "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2015 г. N 116н "О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и порядке ее размещения" (в части дополнения нормами, касающимися независимой оценки качества оказания услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы). Ответственный исполнитель - Минфин России, соисполнитель - Минтруд России. Срок принятия - не позднее 4 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
10) приказ Минтруда России "Об определении должностных лиц, ответственных за достоверность, полноту и своевременность размещения информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет"". Ответственный исполнитель - Минтруд России. Срок принятия - не позднее 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона;
11) приказ Минздрава России "Об определении должностных лиц, ответственных за достоверность, полноту и своевременность размещения информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере охраны здоровья на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет". Ответственный исполнитель - Минздрав России. Срок принятия - не позднее 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона;
12) приказ Минобрнауки России "Об определении должностных лиц, ответственных за достоверность, полноту и своевременность размещения информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет". Ответственный исполнитель - Минобрнауки России. Срок принятия - не позднее 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона;
13) приказ Минкультуры России "Об определении должностных лиц, ответственных за достоверность, полноту и своевременность размещения информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет". Ответственный исполнитель - Минкультуры России. Срок принятия - не позднее 1 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.
В связи со вступлением в силу Федерального закона необходимо будет признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минкультуры России от 22 ноября 2016 г. N 2542 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры". Ответственный исполнитель - Минкультуры России, срок - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
2) приказ Минздрава России от 28 ноября 2014 г. N 787н "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями". Ответственный исполнитель - Минздрав России, срок - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
3) приказ Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность". Ответственный исполнитель - Минобрнауки России, срок - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона;
4) приказ Минтруда России от 8 декабря 2014 г. N 995н "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания и учреждениями медико-социальной экспертизы". Ответственный исполнитель - Минтруд России, срок - не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.