Досье на проект федерального закона
В настоящее время сфера производства и потребления коммунальных ресурсов требует проведения модернизации и технологического перевооружения. Это возможно за счет привлечения внебюджетных средств. Данная задача отмечена и в Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 80-р от 26.01.2016 г., где определено, что в целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов ЖКХ необходимо решить задачи по созданию благоприятных условий дли привлечения частных инвестиций в указанную сферу.
Однако, зачастую ресурсоснабжающим и сетевым организациям отказывают в реализации инвестиционных, в том числе энергосберегающих проектов за счет включения соответствующих расходов в регулируемые государством цены (тарифы), так как это может существенно повлиять на размер платы конечных потребителей за соответствующий ресурс.
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является консолидация средств потребителей тепловой и электрической энергии посредством включения соответствующих расходов в регулируемые государством цены (тарифы), с последующим предоставлением данных средств в форме государственной поддержки на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (в том числе в виде выдачи займов по льготной процентной ставке). При этом данные проекты могут касаться таких проблемных и традиционно затратных направлений как:
- реконструкция систем уличного освещения сельских поселений;
- теплоснабжение (реконструкция систем теплоснабжения; строительство, реконструкция и техническое перевооружение котельных; установка автоматизированных тепловых узлов);
- реконструкция воздушных линий электропередач;
- модернизация дизельных электростанций в удаленных поселениях;
- комплексное переоснащение объектов бюджетной сферы энергосберегающим оборудованием.
Такая практика в России является распространенной и реализовывается через работу центров энергосбережения (далее - Центров). Центры, использующие целевые консолидированные средства, успешно действуют сегодня в ряде субъектов Российской Федерации. В частности, положительный опыт имеется в Кемеровской области, Ярославской области и Костромской области.
Аналогичные способы поддержки энергосберегающих проектов за счет средств потребителей энергоресурсов посредством фондов возобновляемого финансирования, т. н. - "револьверных фондов" с успехом применяются и в странах, флагманах энергосбережения - например, в Норвегии.
В Республике Коми посредством указанного механизма за 10 лет было реализовано 164 энергосберегающих проекта на общую сумму инвестиций 1 850,5 млн. руб., экономический эффект от реализации данных проектов по состоянию на начало 2017 г. достиг 1 354,09 млн. рублей. В общей сложности 106 проектов было реализовано на объектах социальной направленности, которые, как правило, не являются привлекательными для потенциальных частных инвесторов.
Вместе с тем работа подобных Центров в настоящий момент ставится под угрозу в связи с наличием правового пробела в законодательстве. Так, ранее действовавший Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) позволял при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию учитывать экономически обоснованные затраты потребителей на энергосбережение. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации были предоставлены полномочия по утверждению соответствующих порядка консолидации указанных средств и порядка их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов.
Однако, действующий Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) указанных положений не содержит. Это позволяет контролирующим структурам оспаривать законность функционирования Центров и консолидации ими внебюджетных средств. Так, по мнению Федеральной антимонопольной службы России, учет в тарифах в сфере теплоснабжения и электроэнергетики отчислений на энергосбережение противоречит отдельным нормативным актам в сфере энергосбережения и государственного регулирования тарифов, что отражено в ряде их решений и предписаний.
Так, из упомянутых выше трех субъектов Российской Федерации, консолидация средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов), продолжается только на территории Костромской области (см. постановление Администрации Костромской области от 22.07.2013 N 283-а). Аналогичная деятельность на территории других субъектов свернута.
В целях обеспечения дальнейшего привлечения инвестиций в сферу ЖКХ для реализации проектов, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, данным законопроектом предлагается дополнить действующее законодательство нормами, аналогичными содержащимися в ранее действовавшем Федеральном законе N 28-ФЗ.
Принятие настоящего проекта позволит обеспечить правовое обоснование для реализации на территории субъектов Российской Федерации социально важных проектов, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, без увеличения финансовой нагрузки на консолидированные региональные бюджеты и существенного роста тарифов на энергетические ресурсы.
Проект закона был рассмотрен и поддержан на заседании рабочей группы Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которое состоялось 26 марта 2017 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.