Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2016 г. N 5.1-01/1105
по проекту федерального закона N 829642-6 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 22 апреля 2016 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, Т.Н. Москальковой и О.Л. Михеевым 2 июля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (законопроект N 829642-6).
Федеральным законом вносятся изменения в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которым полномочия депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно решением Государственной Думы по инициативе фракции, в которой он состоит, или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, установленных частями первой и второй статьи 8 (поддерживать связь с избирателями; рассматривать обращения избирателей; лично вести прием граждан; проводить встречи с избирателями) и частью третьей статьи 12 (принимать личное участие в заседании палаты, комитета, комиссии, согласительной и специальной комиссии, членом которых он является) названного Федерального закона.
Предусматривается, что Государственной Думой образуется специальный орган для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, на который возлагается полномочие по принятию решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по указанному основанию принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия данным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.
По Федеральному закону отмечаем следующее.
Действующей редакцией части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлены две различные процедуры досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Согласно первой из указанных процедур решение о досрочном прекращении полномочий принимается на основании имеющихся фактов (наличие письменного заявления; избрание на должность, несовместимую со статусом депутата; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом, и др.). В рамках второй процедуры при рассмотрении в Государственной Думе вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата осуществляется установление факта, не допускающего сохранение за данным лицом полномочий депутата (осуществление предпринимательской деятельности, пользование иностранными финансовыми инструментами, непредставление или несвоевременное представление сведений о доходах, расходах и имуществе, приобретение гражданства иностранного государства и др.). Эта процедура сопровождается комплексом процессуальных гарантий, позволяющих избежать возможных ошибок в принятии решения, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П и предполагающей возможность судебного обжалования постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы в Верховном Суде Российской Федерации.
Вводимое Федеральным законом новое основание досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы также предполагает установление факта неисполнения депутатом своих обязанностей, однако необходимых процессуальных гарантий, позволяющих защитить права депутата Государственной Думы в случае неправомерности принятого в отношении него решения, Федеральный закон не предусматривает. Не предусматривается Федеральным законом и возможность по уважительным причинам неисполнения обязанностей депутата Государственной Думы в течение 30 дней, например, по болезни.
Часть вторая статьи 8 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает обязанность депутата Государственной Думы вести прием граждан не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, при этом вновь вводимая часть третья.1 статьи 4 устанавливает, что основанием для досрочного прекращения полномочий депутата является неисполнение указанных обязанностей в течение 30 и более календарных дней, что свидетельствует о несогласованности положений Федерального закона.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом "г" (установление порядка организации и деятельности федеральных органов законодательной власти) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 2 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 7 мая 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдорову, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.А. Тюльпанову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Временно исполняющий обязанности |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.