Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 241555-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направлен на совершенствование порядка изъятия полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия).
Общие требования, в соответствии с которыми осуществление федеральных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установлены пунктами 7 и 7.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 184-ФЗ).
Вместе с тем основные подходы (основания и порядок) к изъятию у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Федеральным законом N 184-ФЗ не определены, в отдельных законодательных актах Российской Федерации в сферах переданных полномочий в качестве оснований для их изъятия упомянуты лишь случаи ненадлежащего исполнения или неисполнения соответствующих полномочий.
В связи с этим в Федеральном законе N 184-ФЗ предлагается установить общие (универсальные) основания для изъятия переданных полномочий, которые могут применяться независимо от сферы общественных отношений, в которой переданы федеральные полномочия (например, в случаях стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, при необходимости реализации международных обязательств и мероприятий по обороне страны и безопасности государства).
На основе обобщения действующих законодательных актов Российской Федерации в сферах переданных полномочий предлагается в Федеральном законе N 184-ФЗ определить основное рамочное регулирование, определяющее принципы изъятия переданных полномочий.
К числу таких принципов относится, в частности, наличие представления (предложения) уполномоченного федерального органа исполнительной власти об изъятии переданных полномочий, указание на то, что изъятие полномочий осуществляется по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (в зависимости от принадлежности переданных полномочий к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых они осуществляют), осуществление изъятых полномочий федеральным органом исполнительной власти (федеральным и (или) территориальным фондом обязательного медицинского страхования), в установленной сфере деятельности которого переданы изымаемые полномочия.
Данные принципы согласуются с положениями федеральных законов, предусматривающими порядок изъятия переданных полномочий и не требуют их изменения.
Предлагается также урегулировать правовые последствия принятия решения об изъятии переданных полномочий.
Предусматривается, что в случае если финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется путем предоставления субвенций из федерального бюджета или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то изъятие переданных полномочий в текущем финансовом году влечет со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий прекращение предоставления таких субвенций соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования и возврат их неиспользованных остатков в федеральный бюджет в месячный срок.
Предлагается установить, что со дня вступления в силу решения об изъятии полномочий не допускается нахождение в собственности соответствующего субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для обеспечения осуществления переданных полномочий. Данное имущество будет подлежать безвозмездной передаче в федеральную собственность в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В случае если переданные полномочия были впоследствии "субделегированы" законами субъекта Российской Федерации на муниципальный уровень, то их осуществление органами местного самоуправления прекращается со дня вступления в силу решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В силу положения пункта 7 части 6 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие "субделегирование" переданных полномочий, должны содержать условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления таких полномочий.
Указанные правовые последствия принятия решения об изъятии переданных полномочий обуславливают проектируемое положение, устанавливающее срок изъятия переданных полномочий (не более чем на 2 года). Изъятие переданных полномочий на более короткий срок не представляется возможным в связи с необходимостью перераспределения финансового обеспечения изымаемых полномочий (прекращение предоставления субвенций из федерального бюджета или из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и возврат их неиспользованных остатков), а также в связи с исполнением обязанности по передаче в федеральную собственность из собственности соответствующего субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для обеспечения осуществления данных полномочий. Установление срока изъятия переданных полномочий более чем на 2 года не будет соотноситься с основаниями для их изъятия, которые связаны с необходимостью решения оперативных вопросов, связанных с ликвидацией стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, реализацией международных обязательств и мероприятий по обороне страны и безопасности государства и т.д.
Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 г. N 445.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Реализация решений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не окажет влияния на доходы и не потребует осуществления расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению, признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению, признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.9 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления, признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.