Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1004120-6 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(в части уточнения порядка разграничения муниципального имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями),
внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1004120-6 "О внесении изменений в статью 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием, и отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается внести изменения в статью 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), предусматривающие, что имущество, находящееся в собственности сельских поселений, предназначенное для решения органами местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 статьи 14 данного Федерального закона для городских поселений и не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, подлежит безвозмездной передаче в собственность соответствующего муниципального района. При этом в законопроекте также предусматривается, что порядок безвозмездной передачи такого имущества устанавливается федеральным законом.
В то же время необходимо учитывать, что положениями пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ уже предусматривается возможность нахождения в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного, в частности, для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, которыми определен перечень вопросов местного значения сельских поселений, установленных непосредственно данным Федеральным законом и порядок его дополнения законами субъектов Российской Федерации. При этом иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 данной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В целях обеспечения выполнения требований Федерального закона N 131-ФЗ порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями, в том числе между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения определен нормами части 1.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 1.1 статьи 154" следует читать "части 11.1 статьи 154"
Таким образом, порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения муниципального имущества муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения и правомерность его нахождения в данном случае в собственности муниципальных районов и сельских поселений определен в указанных законодательных актах. Тем более, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ перечень дополнительных вопросов местного значения сельских поселений и муниципальных районов согласно закону субъекта Российской Федерации может быть изменен, как в отношении сельских поселений, так и муниципальных районов.
В то же время непонятно, почему положениями законопроекта предусматривается только возможность безвозмездной передаче имущества из собственности сельских поселений в собственность муниципальных районов. В связи с изложенным полагаем, что внесение указанных в законопроекте дополнений в статью 50 Федерального закона некорректно.
2. Законопроектом предлагается внести изменение в абзац девятый части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, в соответствии с которым разграничение имущества осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями дополнительных вопросов местного значения, заменив действующую редакцию абзаца девятого, согласно которой разграничение имущества осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения. Обращаем внимание на то, что данное изменение в представленной редакции сужает сферу действия указанной нормы, поскольку исключает возможность передачи имущества от сельского поселения муниципальному району, а также в связи с изменением перечня вопросов местного значения, установленных непосредственно в части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ для сельских поселений.
3. Согласно части 1.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ разграничение имущества осуществляется между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения, предусмотренным данной частью этой статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 1.1 статьи 154" следует читать "части 11.1 статьи 154"
Необходимо учитывать, что согласно абзацу двенадцатому части 1.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (то есть в данном случае требуется волеизъявление обоих муниципальных образований).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацу двенадцатому части 1.1 статьи 154" следует читать "абзацу двенадцатому части 11.1 статьи 154"
Нормами законопроекта предлагается установить исключение из данного требования, дополнить часть 1.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ новым двадцать третьи абзацем, согласно которому в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ передача имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и сельскими поселениями в его составе осуществляется правовыми актами соответствующих муниципальных образований в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 1.1 статьи 154" следует читать "часть 11.1 статьи 154"
В то же время из изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П и Определениях от 7 декабря 2006 года N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления.
В случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения положения законопроекта не предусматривают порядок согласования передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и сельскими поселениями, а также выражения ими обоюдного волеизъявления на передачу такого имущества, что не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу. Порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и сельскими поселениями, который будет устанавливаться законом субъекта Российской Федерации, может не предусматривать необходимость выполнения указанных требований Конституционного Суда Российской Федерации.
4. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что внесение указанных в законопроекте изменений связано с отсутствием государственной регистрации права собственности сельского поселения на значительную часть подлежащих передаче объектов недвижимого имущества, иных правоустанавливающих документов на данные объекты, технической документации. По мнению авторов законопроекта данные обстоятельства значительно затрудняют передачу имущества в процессе его разграничения от сельских поселений муниципальным районам в связи с отсутствием средств в бюджетах сельских поселениях на первоначальное оформление надлежащим образом права собственности на указанное имущество сельских поселений.
В то же время в связи отсутствием государственной регистрации права собственности сельского поселения или муниципального района на значительную часть подлежащих передаче объектов недвижимого имущества, иных правоустанавливающих документов на данные объекты может препятствовать надлежащему и точному учету передаваемого имущества другому муниципальному образованию, его последующей регистрации после завершения процесса передачи, а также может создать условия по принятию органами местного самоуправления некомпетентных решений о его перепрофилировании и последующей приватизации, нецелевому использованию и т.д.
Кроме того, в настоящее время недостаточность финансовых ресурсов, в том числе на реализацию указанных мер существует в подавляющем большинстве различных видов муниципальных образований. В связи с этим, указанные в законопроекте обстоятельства не могут служить достаточным основанием для внесения указанных в законопроекте изменений, устанавливающих особенности разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и сельскими поселениями. При этом положения законопроекта не решают указанных в пояснительной записке проблем сельских поселений, поскольку в законопроекте не предусматривается порядок разграничения муниципального имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями, право собственности на которое не было зарегистрировано в установленном порядке.
Кроме того, положения части 1.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ уже предусматривают, что право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данной частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации (то есть у того муниципального образования, которому передается муниципальное имущество). При этом нормы части 1.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям данной статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 1.1 статьи 154" следует читать "часть 11.1 статьи 154"
В то же время следует учитывать, что согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в частности право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. В соответствии с частью 223 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 данного Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 223" следует читать "пунктом 2 статьи 223"
Таким образом, в целях исключения возникновения судебных споров в результате разграничения имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения и его последующей государственной регистрации новым собственником, было бы целесообразно передавать имущество уже зарегистрированное на праве муниципальной собственности.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.