Досье на проект федерального закона
Законопроект имеет целью расширить способы замещения должности главы закрытого административно-территориального образования.
Так, законопроектом предлагается устранить имеющийся в законодательстве пробел и предусмотреть несколько альтернативных способов замещения должности главы закрытого административно-территориального образования: избрание на муниципальных выборах, избрание представительным органом закрытого административно-территориального образования из своего состава или избрание представительным органом закрытого административно-территориального образования по результатам конкурса.
В настоящее время статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает три способа избрания главы муниципального образования: на муниципальных выборах, из состава депутатов представительного органа либо по результатам конкурса.
Однако, Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании" предусмотрено, что глава закрытого административно-территориального образования (далее - глава ЗАТО) избирается представительным органом закрытого административно-территориального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Необходимо отметить, что действующая система избрания главы ЗАТО не учитывает фундаментальный конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления. Так, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.
Из изложенного следует, что конституционная концепция организации местного самоуправления предполагает предоставление населению муниципального образования реальных возможностей изъявления своей воли относительно избрания главы муниципального образования. Однако, такие возможности, согласно действующему законодательству Российской Федерации, предоставлены всем видам муниципальных образований, за исключением закрытых административно-территориальных образований.
Более того, безальтернативная модель наделения полномочиями главы ЗАТО, основанная не на прямом избрании, а по сути, на назначении, не позволяет считать главу ЗАТО истинно народным представителем, обладающим народным мандатом. Вместе с тем, в России имеются закрытые административно-территориальные образования с большой численностью населения, которое лишено права осуществлять свою власть непосредственно путем избрания главы ЗАТО: Северск (109 000 чел.), Железногорск (102 000 чел.), Александровск (42 000 чел.) и др.
Свободные выборы и референдум являются высшим непосредственным выражением власти народа в Российской Федерации (ст. 3 Конституции РФ). Именно свободные выборы способствуют укреплению легитимности, увеличению электоральной активности на выборах. Глава муниципального образования, избранный населением напрямую, имеет полноценный контакт с населением.
Учитывая вышеизложенное, предполагается, что принятие Федерального закона предоставит населению закрытых административно-территориальных образований право самостоятельного народного голосования и будет способствовать развитию демократических основ российского общества.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" не потребует принятия, внесения изменений, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.