Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1039149-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" внесен депутатом Государственной Думы И.А. Яровой и членом Совета Федерации В.А. Озеровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона N 1039149-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", внесенный депутатом Государственной Думы И.А.Яровой и членом Совета Федерации В.А.Озеровым (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроект согласуется с общими задачами, обозначенными в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, и позволит создать дополнительные механизмы противодействия терроризму и экстремизму в целях обеспечения общественной безопасности.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В частности, Федеральный закон "О противодействии терроризму" предлагается дополнить положениями, согласно которым прямо предусматривается обязательность решений антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации и уточняются основания проведения контртеррористической операции.
Кроме того, с учетом уже закрепленной в части 3 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" обязанности органов местного самоуправления осуществлять противодействие терроризму в пределах своих полномочий, законопроектом предлагается конкретизировать их полномочия в области противодействия терроризму.
Наряду с этим законопроектом предусматривается прямой запрет на производство гражданского и служебного оружия из боевого ручного стрелкового оружия, в том числе снятого с вооружения.
Также законопроектом устанавливается дополнительный комплекс мер безопасности, которые необходимо предпринимать транспортно-экспедиторским службам при приеме грузов.
Помимо этого с учетом уже установленных положений в Федеральном законе "О связи" в части необходимости предоставления операторами связи любой информации, необходимой для выполнения задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации законопроектом во избежание любой вариативности предлагается выработать на уровне федерального закона единый подход к срокам и перечню хранения информации операторами связи и организаторами распространения информации в сети Интернет. Необходимо отметить, что на подзаконном уровне в целях реализации указанного положения Федерального закона "О связи" уже установлена обязанность хранения в течение трех лет информации о пользователях услуг связи, оказанных им услугах связи, иной информации.
Следует отметить, что анализ сложившихся в зарубежной практике подходов свидетельствует о повышенных сроках хранения информации операторами связи (Итальянская Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и др.). Кроме того, в Соединенных Штатах Америки недавно принятый Акт о свободе обязывает компании хранить сведения в корпоративных архивах, к которым будут иметь доступ специальные службы.
Предлагаемый законопроектом подход более лояльный и направлен на объективизацию параметров хранения информации из подзаконного на законодательный уровень, что позволяет ко второму чтению провести оценку действующих подзаконных актов в целях выработки единого правового механизма и уточнения параметров и объемов хранения информации.
В целях усиления миграционного и пограничного контроля законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации".
Известно, что в настоящее время во многих странах мира функционирует разветвленная сеть лагерей и центров по подготовке террористов, что создает существенные риски для прохождения обучения в них граждан России для осуществления при возвращении обратно террористической деятельности на территории России. В целях предупреждения такой деструктивной деятельности и с учетом направленности уже закрепленных в законодательстве Российской Федерации оснований для ограничения права на выезд из Российской Федерации либо отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации законопроектом вводятся основания для возможности ограничения выезда граждан России в случаях, если лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение определенных в федеральном законе деяний, сопряженных с терроризмом или экстремизмом, либо если лицу объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для осуществления террористической деятельности (в течение 5 лет с момента объявления).
Следует отметить, что согласно действующим законодательным нормам выезд может быть ограничен для лиц, осужденных за совершение преступлений, в том числе небольшой тяжести, до отбытия (исполнения) ими наказания.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. N 19-П содержащееся в Конституции Российской Федерации указание на то, что выезд за пределы Российской Федерации осуществляется свободно, не означает, однако, невозможность ограничительной регламентации данного права федеральным законодателем, - беспрепятственным, согласно части 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации, является лишь возвращение в Российскую Федерацию ее граждан, право же на выезд за пределы Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях - защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Приведенные положения в полной мере согласуются с положениями пункта 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека и ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которых каждый человек при осуществлении своих прав и свобод может быть подвергнут только таким ограничениям, какие предусмотрены законом и необходимы в интересах обеспечения общественного порядка и предотвращения преступлений, обеспечения общего благосостояния в демократическом обществе.
Наряду с этим законопроектом предлагается дополнить основания отмены решений по вопросам гражданства условием, позволяющим отменить решение о приобретении гражданства в случае осуждения лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение особо тяжких преступлений, сопряженных с терроризмом. Данное основание подлежит применению только в отношении лиц, ранее приобретших гражданство Российской Федерации и имеющих иное иностранное гражданство или гарантии на его приобретение.
В данном случае речь идет не о лишении гражданства граждан Российской Федерации, а, по сути, отзыве решения о приеме в гражданство. В действующем законодательстве Российской Федерации о гражданстве уже предусмотрены основания для отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации в случаях установления факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений. Кроме того, законодательство уже предусматривает возможность для отказа в приеме в гражданство лиц, причастных к осуществлению экстремистской деятельности или иным образом создающим угрозу безопасности Российской Федерации.
Таким образом, законопроектом восполняется пробел и устанавливается процедура отмены решения о принятии в гражданство лиц, причастных к экстремизму, если в судебном порядке будет доказана их причастность к осуществлению террористической или иной экстремистской деятельности.
В настоящее время международно-правовые нормы допускают даже право государства предусмотреть основания для лишения гражданства по инициативе государства. В частности, Европейская конвенция о гражданстве, подписанная Российской Федерацией, утверждая принцип "никто не может быть произвольно лишен своего гражданства", допускает право государства предусмотреть в законодательстве в качестве основания для утраты гражданства по инициативе государства поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника.
Всеобщая декларация прав человека ООН запрещает лишь "произвольное" лишение гражданства. Однако право на гражданство может быть ограничено государством с целью обеспечения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Предлагаемый законопроектом подход существенно мягче уже закрепленных в зарубежных законодательствах механизмов. В частности, в США автоматически (без согласия лица) гражданство утрачивается, если лицо присягает на верность другому государству или особым образом заявляет о верности другому государству.
Согласно Конвенции о сокращении безгражданства договаривающееся государство не лишает лицо его гражданства, если такое лишение гражданства делает его апатридом (не имеющим какого-либо гражданства или подданства).
Однако несмотря на вышеуказанную оговорку (что нельзя лишать лиц, не имеющих второго гражданства) Конвенция допускает лишение гражданства в отношении всех лиц (и не имеющих второго гражданства) в случаях:
- если более 7 лет проживает на территории иностранного государства;
- оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству, или получало либо продолжает получать вознаграждение от другого государства;
- вело себя образом, серьезно ущемляющим жизненные интересы государства;
- принесло присягу или сделало официальное заявление о верности другому государству.
Таким образом, изменения, предлагаемые законопроектом, соответствуют приоритетам защиты и безопасности общества и значительно мягче подходов, закрепленных в актах правового регулирования зарубежных стран.
Также законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Данный законопроект представляется необходимым рассматривать в одном пакете с проектом федерального закона N 1039101-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".
С учетом вышеизложенного Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.