Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" (далее - законопроект) направлен на реализацию постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. N 6-П, от 16 марта 2017 г. N 7-П, от 11 мая 2017 г. N 13-П и от 6 июня 2017 г. N 15-П.
Указанными постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации пункт 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 2 части второй статьи 30 УПК, частью второй статьи 57 и частью второй статьи 59 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), исключает возможность рассмотрения судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовных дел по обвинению женщины, а также мужчины в возрасте старше 65 лет, в совершении преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частью четвертой статьи 210, частью пятой статьи 228.1, частью четвертой статьи 229.1, статьями 277, 295, 317 и 357 УК, притом, что уголовные дела по обвинению мужчин в возрасте от 18 до 65 лет в совершении таких преступлений при тех же условиях могут быть рассмотрены судом в данном составе.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации предписал внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации изменения, обеспечивающие женщинам наравне с мужчинами, а также мужчинам старше 65 лет, уголовные дела которых при тех же условиях подлежат рассмотрению верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом, реализацию права на рассмотрение их уголовных дел судом данного уровня на основе принципов юридического равенства и равноправия и без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации и положениями Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 190-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" (далее - Федеральный закон) законопроектом предлагается часть вторую статьи 30 УПК дополнить новым пунктом 2.1, согласно которому к подсудности судьи районного суда, гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей будут отнесены уголовные дела о преступлениях, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 УК. При этом из подсудности данного состава суда исключаются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет.
Для согласования положений статей 30 и 31 УПК пункт 1 части третьей статьи 31 УПК предлагается изложить в новой редакции, в соответствии с которой из перечня указанных в данной норме уголовных дел, подлежащих рассмотрению верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, исключаются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет, и уголовные дела, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 УК.
Таким образом, уголовные дела о преступлениях, перечисленных в пункте 1 части третьей статьи 31 УПК, совершенных женщинами или мужчинами в возрасте старше 65 лет, будут подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, в том числе в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.
Статьей 3 законопроекта предусмотрено, что изменения в статьи 30 и 31 УПК вступают в силу с 1 июня 2018 г. Устанавливаемый срок вступления в силу позволит согласовать изменения, предлагаемые законопроектом в УПК, с изменениями, вносимыми в него Федеральным законом.
С этой же целью статьей 2 законопроекта предлагается исключить из Федерального закона подпункт "б" пункта 1 статьи 1, который определяет подсудность уголовных дел судье районного суда, гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей и должен вступить в силу с 1 июня 2018 г., что позволит не допустить возникновения противоречий между редакцией пункта 2.1 статьи 30 УПК, вводимого Федеральным законом, и его редакцией, предлагаемой законопроектом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.