Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1027679-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), направленные на расширение перечня судебных актов, за нарушение исполнения которых в разумный срок устанавливается право физических и юридических лиц обращаться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации, и связанные с этим корреспондирующие изменения, касающиеся установления срока подачи заявлений по новой категории дел о присуждении компенсации, определения представителей интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования при рассмотрении таких заявлений, а также установления порядка исполнения судебных актов по делам данной категории.
Так, перечень судебных актов, за неисполнение которых в разумный срок устанавливается право на компенсацию, предлагается дополнить судебным актом, возлагающим на органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного и (или) неимущественного характера.
Полагаем необоснованным возложение на государственного и муниципального служащего (осуществление полномочий которого связано с принадлежностью к тому или иному органу государственной власти или органу местного самоуправления), не обладающего признаками должностного лица, то есть лица, осуществляющего функции представителя власти либо выполняющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, обязанностей по исполнению требований имущественного или неимущественного характера.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствующих положениях главы 26 "Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) и Федерального закона N 68-ФЗ при определении круга субъектов, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, указаны органы (государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы), организации, должностные лица (часть 1 статьи 250, пункт 3 части 2 статьи 252, часть 5 статьи 253, часть 1 статьи 257, часть 2 и пункт 4 части 3 статьи 258, подпункт "б" пункта 1 и подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 259 КАС, пункты 3 и 4 части 9 статьи 3, часть 3 статьи 4 Федерального закона N 68-ФЗ) и не содержится упоминания о государственных и муниципальных служащих.
В связи с неопределенностью терминов "иные публичные полномочия субъекта Российской Федерации" и "иные публичные полномочия органов местного самоуправления" нуждается в уточнении проектная редакция пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона N 68-ФЗ в части, касающейся "иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления". Кроме того, используемый в указанной проектной норме термин "государственные полномочия органа местного самоуправления" полагаем некорректным, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Замечания юридико-технического характера по тексту законопроекта прилагаются.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.