Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 1055264-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об условиях выкупа арендаторами земельных участков)"
- внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.А. Малашенко, Б.К. Балашовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 1055264-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об условиях выкупа арендаторами земельных участков) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, В.А. Малашенко, Б.К. Балашовым, и сообщает следующее.
С момента передачи земельных участков Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд РЖС) в собственность Российской Федерации на основании Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 356-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 356-ФЗ) к сделкам по продаже земельных участков, относящихся к федеральной собственности должны применяться соответствующие правила, регулирующие порядок определения цены продажи земельных участков, принадлежащих Российской Федерации (например, ст. 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 279 "Об утверждении правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "24 ноября 2014 года"
Вместе с тем, в отношении ряда земельных участков Фондом РЖС уже были заключены договоры аренды и договоры безвозмездного пользования, предусматривающие определенные условия выкупа земельных участков.
Рассматриваемый законопроект направлен на уточнение права арендаторов и землепользователей на выкуп переданных Фондом РЖС на основании договоров аренды или договоров безвозмездного пользования земельных участков на условиях (в том числе, по цене), предусмотренных заключенными договорами.
Комитет обращает внимание на некоторые редакционные неточности, допущенные в тексте законопроекта. Так, в соответствии с проектируемой частью 10 ст. 7 Закона N 356-ФЗ предусматривается, что лица, с которыми до дня вступления в силу Закона N 356-ФЗ были заключены в соответствии с со статьями 16.1, 16.6-16.6-2 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 356-ФЗ) договоры безвозмездного пользования указанными в части 5 ст. 7 Закона N 356-ФЗ земельными участками для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, или договоры аренды указанных земельных участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, по определенным в данных договорах ценам, могут реализовать такое право при условии, что указанные лица не имеют задолженности по арендным платежам и (или) неустойки (пене) по данным договорам безвозмездного пользования или договорам аренды и указанными лицами выполнены все предусмотренным данными договорами условия для реализации такого права.
В соответствии с п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, договор безвозмездного пользования не может предусматривать уплаты каких-либо платежей за пользование имуществом. Положения законопроекта о задолженности по арендным платежам, неустойке (пене) неприменимы к договорам безвозмездного пользования.
Учитывая, что указанные замечания не носят концептуальный характер и могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению, Комитет поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.