Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 1025472-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам гласности в деятельности избирательных комиссий", внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, В.В. Сысоевым, А.Н. Свинцовым
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), а также в статьи 32 и 35 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусмотрев право представителей средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий вне зависимости от наличия у них трудового или гражданско-правового договора, заключенного с редакцией соответствующего СМИ не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума. Проектом федерального закона также предлагается исключить требование об обязательной аккредитации журналистов, участвующих в освещении выборов, в соответствующей избирательной комиссии.
Указанные положения действующего федерального законодательства о порядке участия представителей средств массовой информации в освещении выборов были закреплены Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации".
При этом наличие данных законодательных требований связано, в первую очередь, с необходимостью обеспечения прав избирателей на предстоящих выборах в единый день голосования 18 сентября 2016 года.
Практика проведения избирательных кампаний за последние годы показывает, что многие субъекты избирательного процесса, принимающие участие в выборах в качестве представителей СМИ, на самом деле не являются профессиональными журналистами, а используют данный статус фактически для наблюдения на выборах, что регулируется совершенно иными нормами Федерального закона N 67-ФЗ. В результате в работе избирательных комиссий нередко возникают существенные затруднения.
Кроме того, в настоящее время представителей СМИ на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать наблюдатели, члены комиссии с правом совещательного голоса, кандидат, выдвинутый политической партией, как по списку, так и в одномандатном округе, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения - политической партии. Таким образом, одна политическая партия вправе направить на каждый избирательный участок, как минимум, 4 своих представителей. Учитывая, что 14 политических партий вправе принимать участие в выборах в Государственную Думу без сбора подписей, на одном избирательном участке смогут находиться не менее 56 человек в течение дня голосования. При этом, если принять во внимание, что обычно избирательные участки, будучи размещёнными в школах и иных учебных заведениях, имеют небольшую площадь, такое количество потенциальных участников избирательного процесса представляется практически предельным при том, что эта цифра не учитывает представителей кандидатов, участвующих в выборах по одномандатным округам в порядке самовыдвижения, а также тех партий, которые смогут собрать необходимое число подписей и зарегистрироваться на выборах.
Комитет обращает внимание, что с учетом множественности избирательных кампаний, которые состоятся в единый день голосования 18 сентября 2016 года, предполагающих, что в некоторых субъектах Российской Федерации будут проводиться помимо выборов в Государственную Думу также и выборы высшего должностного лица, выборы в региональный парламент и выборы в органы местного самоуправления, граждане в таких субъектах будут получать на руки до 4 различных избирательных бюллетеней, а соответственно количество наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать на избирательных участках, может увеличиться в соответствующей пропорции, чем серьёзно затруднит реализацию волеизъявления избирателей.
Следует также отметить, что 27 апреля 2016 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приняла за основу проект постановления о порядке аккредитации представителей СМИ на предстоящих парламентских выборах в целях реализации действующего законодательства.
Поскольку указанные законодательные требования по вопросу правового статуса журналистов на выборах вступили в силу относительно недавно, Комитет полагает, что изменение данных правовых положений, не связанное с устранением противоречий или юридико-технических недостатков, представляется недостаточно обоснованным в связи с тем, что до выборов в единый день голосования остаётся менее 5 месяцев и очередное изменение избирательного законодательства в этой части может затруднить процесс организации и проведения выборов в силу сжатых сроков всех избирательных действий и процедур.
Это положение также подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.07.2014 N 1565-О, согласно которой законодатель, осуществляя правовое регулирование, в том числе в сфере избирательного права, должен соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, от 15.02.2016 N 3-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года N 415-О и др.).
Учитывая изложенное, Комитет предлагает законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 10 мая 2016 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.