Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 1073148-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N Пр-2338ГС (абзацы первый - шестой подпункта "а" пункта 1) и от 20 апреля 2016 г. N Пр-725 (подпункт 7 пункта 1) и предусматривает:
- сохранение исторического принципа наделения ресурсами (права на вылов с учетом ранее закрепленных долей квот), что подтверждает последовательность государственной политики в сфере рыбного хозяйства;
- увеличение срока закрепления долей квот с 10 до 15 лет, что создаст дополнительный стимул для долгосрочного стабильного планирования бизнеса;
- повышение степени необходимого освоения водных биоресурсов на собственных судах, что приведет к увеличению объемов вылова и исключению неэффективных пользователей;
- формирование единого промыслового пространства для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства, что позволит повысить эффективность промысла и снизит административные барьеры;
- применение повышающего коэффициента 1,2 при выделении квот для осуществления прибрежного рыболовства, что будет стимулировать развитие поставок рыбы в свежем и охлажденном виде на береговые перерабатывающие предприятия, а также на потребительский рынок всей страны;
- введение механизма предоставления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов для инвестиционных целей рыбодобывающим предприятиям, построившим новые суда в России, будет стимулировать обновление флота (до 15 % квот), что повлечет увеличение вылова и обеспечение безопасности рыболовства. Также будет обеспечена поддержка отечественного судостроения.
- введение механизма предоставления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов для инвестиционных целей рыбодобывающим компаниям, построивших новые рыбоперерабатывающие предприятия (до 5% квот), будет способствовать качественному развитию прибрежных регионов, повышению качества рыбной продукции, обновлению производственных фондов.
По мнению авторов законопроекта, анализ практики применения законодательства о рыболовстве выявил, что в Федеральном законе от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) содержится ряд противоречий и коллизий в отношении предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям прав для осуществления промышленного и прибрежного видов рыболовства, являющихся коммерческими видами деятельности, неурегулированность которых приводит к ряду проблем, в том числе к возникновению социальной напряженности в субъектах Российской Федерации:
- приобретение прав на один и тот же вид рыболовства для осуществления добычи одного и того же вида водного биоресурса осуществляется двумя разными способами (для ОДУ-емых видов ВБР рыболовство осуществляется на основании договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договора пользования рыбопромысловым участком; для неОДУ-емых видов ВБР - на основании договора пользования водными биоресурсами и договора пользования рыбопромысловым участком);
- правоотношения, закрепленные в двух договорах, позволяющие осуществлять один и тот же вид рыболовства, имеют разные сроки действия и предоставляют разные объемы прав, связанных с географическими границами осуществления рыболовства;
- отсутствие возможности осуществления промышленного и прибрежного рыболовств в случае, если субъект Российской Федерации не принял решения о формировании рыбопромысловых участков;
- расторжение одного договора позволяет продолжать осуществление деятельности по другому договору.
Более того, следует отметить, что в настоящее время в рамках действующего законодательства права на добычу (вылов), предоставленные пользователям для осуществления промышленного и прибрежного видов рыболовства, а также условия осуществления этих видов рыболовства, являются схожими, и отличаются практически только пределами границы 12-ти мильной зоны вылова.
При этом изначально прибрежное рыболовство (как самостоятельный вид рыболовства) было выделено из промышленного рыболовства исключительно с целью развития непосредственно прибрежных регионов и насыщения их добытыми в прибрежном рыболовстве уловами в живом, свежем виде или в виде легкой степени их обработки для последующей переработки таких уловов и производства из них рыбной продукции непосредственно на территориях таких прибрежных субъектов Российской Федерации.
Несмотря на схожесть в настоящее время условий осуществления промышленного и прибрежного видов рыболовства, лица, осуществляющие прибрежное рыболовство, поставлены в более выгодные условия по сравнению с лицами, которые осуществляют промышленное рыболовство.
В отношении лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство, не распространяются меры по принудительному прекращению права на добычу (вылов) водных биоресурсов:
- в случае не осуществления доставки уловов водных биоресурсов в определенные места доставки на берегу;
- в случае прекращения в течение календарного года без согласования на 48 и более часов работы технических средств контроля, устанавливаемых на самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн.
Такие преимущества, по мнению авторов законопроекта, являются нерациональными и недопустимыми, так как не отвечают целям введения прибрежного рыболовства как отдельного самостоятельного вида рыболовства, а также не способствуют цели обеспечения населения рыбной продукцией, переработанной непосредственно на территории прибрежных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, концепция данного Законопроекта в том числе обусловлена необходимостью устранения существующих в законодательстве о рыболовстве административных барьеров, коллизий и несовершенств, негативно отражающихся на осуществлении промышленного и прибрежного видов рыболовства.
В этой связи Законопроектом предусматривается комплексное совершенствование порядка предоставления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, устранение избыточных административных барьеров при предоставлении таких прав, а также введение обоснованных обязательств к пользователям ВБР, направленных на повышение эффективности их использования.
Предлагаемый Законопроектом механизм представляет собой единый комплекс мер, позволяющий определить приоритетные направления развития для рыбохозяйственной отрасли путем введения государством ряда четких обязательств и обременений для пользователей при осуществлении ими промышленного и прибрежного видов рыболовства с гарантиями долгосрочной и стабильной перспективы предоставления и закрепления прав на добычу (вылов) ВБР.
В целом, предлагаемые законопроектом нормы разделяются на три блока, каждый из которых направлен на решение соответствующих задач.
Первый блок норм направлен на повышение эффективности добычи (вылова) ВБР и приведение к единообразию и системности правоотношений в сфере рыболовства.
Для этого предлагается введение единого промыслового пространства для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях.
Предлагаемая новация устранит административные барьеры при осуществлении коммерческого рыболовства путем устранения искусственного ограничения 12-мильной прибрежной зоной и позволит наиболее эффективно осваивать ВБР исходя из их биологических особенностей, распределения и путей миграций.
В этой связи выравниваются правила ведения промысла при четком разграничении режимов рыболовства по условиям доставки и вводится единая система договорных отношений.
Для стимулирования береговой переработки законопроектом предусматривается приоритетное выделение объемов ВБР за счет их перераспределения с промышленного рыболовства лицам, которые в режиме прибрежного рыболовства осуществляют доставку уловов в живом, свежем или охлажденном виде для переработки в места, определенные прибрежными субъектами Российской Федерации.
Дополнительно выделенные объемы позволят таким лицам вылавливать на 20% больше, обеспечат необходимую загрузку береговых перерабатывающих мощностей и будут стимулировать развитие береговой инфраструктуры на территориях таких субъектов Российской Федерации.
При этом законопроектом сохраняются полномочия прибрежных субъектов Российской Федерации по организации и регулированию мест доставки уловов, добытых в режиме прибрежного рыболовства.
Однако для таких прибрежных субъектов Российской Федерации как Архангельская область, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ, актуальным остается вопрос доставки прибрежных уловов в замороженном виде. Традиционно ввиду удаленности районов промысла и малых сроков хранения охлажденной продукции работа рыболовецкого флота указанных регионов была ориентирована на производство именно мороженой продукции, нет специализированных судов, выпускающих охлажденную продукцию.
Представители указанных регионов высказывают опасения, что в соответствии с предлагаемыми рассматриваемым законопроектом изменениями рыболовецкие предприятия указанных субъектов Российской Федерации будут вынуждены осуществлять только промышленное рыболовство, что поставит их в неравные конкурентные условия с рыбодобывающими компаниями Мурманской области. Их квота дополнительно сократится на неопределенный объем, поскольку обладатели специализированных судов, способных доставлять уловы в охлажденном виде (только порт Мурманск), получат при ежегодной заявочной компании объем квот с учетом повышающего коэффициента 1,2.
Кроме того, с учетом объемов, направляемых на инвестиционные цели (до 20%), которые будут распределены между заявителями, осуществляющими доставку прибрежных уловов в охлажденном виде, предприятия Архангельской области, Республики Карелия, Ненецкого автономного округа по расчетам экспертов могут потерять до 40-50% квот.
Принимая во внимание тот факт, что на данный момент большая часть квот принадлежит рыболовецким колхозам, обеспечивающим социальную инфраструктуру прибрежных поселков, принятие указанных изменений в Закон о рыболовстве может поставить их на грань банкротства и повлечь негативные социально-экономические последствия для жителей Арктической зоны Российской Федерации.
В этой связи Комитет считает необходимым рассмотреть возможность установления дополнительных льгот для градо- и поселкообразующих предприятий прибрежных регионов при определении порядка отбора участников, претендующих на освоения так называемых "инвестиционных" квот.
Следует отметить, что вышеуказанный механизм приоритетного выделения объемов водных биоресурсов предусматривается только в отношении добычи (вылова) ОДУ-емых водных биоресурсов. Это вызвано тем, что за ряд последних лет эффективность освоения таких видов водных биоресурсов при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в море составляет 85-89%.
Введение предлагаемого законопроектом механизма обусловлено необходимостью установления более четких и жестких мер контроля при осуществлении вылова в отношении высоколиквидных видов водных биоресурсов, которые подлежат квотированию.
Установление аналогичных мер при осуществлении добычи (вылова) неОДУ-емых видов водных биоресурсов нецелесообразно, так как может привести к сокращению их освоения даже при условии свободного предоставления прав на их добычу (вылов) по заявительному принципу.
Полномочия по контролю за доставкой и выгрузкой уловов, добытых при осуществлении промышленного и прибрежного видов рыболовства, сохраняются за федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Также следует отметить, что данные нормы исключают возможность ограничения каким-либо способом прав конкуренции как в отношении пользователей, осуществляющих промышленное рыболовство, так и в отношении осуществляющих прибрежное рыболовство, поскольку пользователю предоставляется право самостоятельно выбирать коммерческие условия того или иного вида рыболовства.
Законопроектом также предусматривается исключение института рыбопромысловых участков при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в море (за исключением анадромных видов рыб), что устраняет административные барьеры при предоставлении прав на добычу (вылов) ВБР и систематизации предоставления таких прав в отношении ОДУ-емых и неОДУ-емых видов ВБР.
Второй блок норм, предлагаемых законопроектом, направлен на установление для рыбодобывающих организаций необходимых обязательств, отвечающих целям и принципам развития рыбной отрасли, неисполнение которых влечет принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов и предоставление этих прав путем проведения аукционов новым добросовестным пользователям. А именно:
- увеличение порога освоения выделенной квоты добычи (вылова) водных биоресурсов с 50 до 70% в течение двух лет подряд, что повысит объемы освоения водных биоресурсов приблизительно на 20% и обеспечит повышение экономической эффективности рыболовства;
- выравнивание условий для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в части отмены меры по принудительному прекращению права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае прекращения в течение календарного года без согласования на 48 и более часов работы технических средств контроля, устанавливаемых на самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн;
- введение обязательств для лиц, осуществляющих прибрежное рыболовство, по доставке и выгрузке добытых (выловленных) уловов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, расположенные на территориях этих субъектов;
- введение обязательств по освоению не менее 70% закреплённой за пользователем доли квоты на собственных судах рыбопромыслового флота или используемых им на основании договора финансовой аренды (лизинга) или договора фрахтования (бербоут- или тайм-чартера) в отношении судов, принадлежащих на праве собственности лицам, входящим в одну группу с указанным пользователем.
В настоящее время большинство рыбохозяйственных бизнес-структур представляют собой систему холдинговых компаний, созданных с целью консолидации активов. В этой связи законопроектом учтена возможность предоставления в пользование внутри одной группы лиц принадлежащих им на праве собственности рыбопромысловых судов другим входящими в эту группу лицам. В рамках контроля за передачей таких судов Законопроектом также предусматривается введение порядка представления пользователем сведений о находящихся в распоряжении его группы лиц рыбопромысловых судах.
По мнению Правительства Российской Федерации, реализация последнего обязательства будет содействовать усилению заинтересованности хозяйствующих субъектов в строительстве новых судов и исключению из рыбодобывающей отрасли так называемых "рантье". Таким образом, реализация второго блока норм обеспечит повышение экономической эффективности рыболовства и инвестиционной деятельности в отрасли, рациональное и наиболее полное освоение ВБР, стимулирование модернизации производства и увеличение выпуска рыбной продукции.
Законопроектом также предусматривается исключение нормы о возможности перехода права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому путем отчуждения через аукцион, проводимый Росрыболовством как посредником при сделке, осуществленной самостоятельными юридическими лицами за счет федеральных бюджетных средств. Это недопустимо, поскольку доли квот на добычу (вылов) водных биоресурсов были распределены в 2008 году между пользователями на безвозмездной основе по так называемому "историческому принципу".
Третий блок норм, предлагаемых законопроектом, направлен на совершенствование регламентации способов предоставления прав на добычу (вылов) ВБР, устранение правовых коллизий и административных барьеров, а также предусматривает иные нормы, отвечающих целям и принципам развития рыбной отрасли.
Законопроектом впервые четко раскрывается понятие так называемого "исторического принципа", неопределенность которого неоднократно вызывала социальное возмущение и создавала затруднения при его применении.
С целью регламентации этого понятия конкретизируются три способа распределения долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, а именно:
1) в случае открытия новых зон промысла или открытия промысла новых видов водных биоресурсов, в отношении которых ранее не осуществлялось промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство, соответствующие квоты распределяются по результатам аукционов;
2) в случае введения ранее неОДУ-емого вида водного биоресурса в перечень так называемых "квотируемых" видов водных биоресурсов указанная квота распределяется между лицами, осуществлявшими ранее добычу (вылов) указанного вида водного биоресурса, а объем доли квоты таким лицам определяется на основании данных государственного рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) ими водных биоресурсов за три года, предшествующих расчетному году;
3) в случае снятия ограничений рыболовства в определенных районах в отношении ОДУ-емых видов водных биоресурсов и распределения ОДУ применительно к отдельным видам квот (при условии отсутствия по ним действующих договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов) соответствующие квоты распределяются по результатам аукционов;
4) в случае истечения срока действия договоров о закреплении долей соответствующей квоты, данная квота распределяется в том же объеме между пользователями, у которых истек срок действия договора, путем перезаключения договора на новый срок.
Следует отметить, что если первый способ изначально содержится в законодательстве о рыболовстве, то второй, третий и четвертый способы являются новеллами.
Необходимость установления второго способа обусловлена тем, что права на добычу (вылов) так называемых "неОДУемых" водных биоресурсов предоставляются пользователям свободно без ограничений по заявительному принципу на один год (с учетом непостоянности, а иногда и кратности осуществления такой добычи (вылова) конкретным пользователем), срок хранения разрешений на добычу (вылов), являющихся неотъемлемой частью таких договоров, составляет 7 лет, что вызывает проблемы в подтверждении своих прав пользователями в случае необходимости подтверждения 9-летней истории промысла.
Более того, следует отметить, что за ряд последних лет недоосвоение российскими пользователями общего рекомендованного объема вылова в рамках промышленного и прибрежного видов рыболовства так называемых "неОДУемых" видов ВБР составляет приблизительно 75%, что свидетельствует о низкой эффективности.
Таким образом, введение законопроектом сокращенного срока в 3 года для подсчета объемов ранее осуществленного пользователем вылова "неОДУемого" вида ВБР в случае его перевода в "квотируемый" вид приведет к стимулированию пользователей к более полному освоению таких видов ВБР с учетом предоставленных государством гарантий на закрепление прав на добычу (вылов) таких водных биоресурсов с соответствующими объемами за прежними пользователями.
Необходимость регламентации третьего способа предоставления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов обусловлена необходимостью упорядочения и совершенствования механизма предоставления юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, в отношении которых ранее были установлены запрет или закрытие рыболовства в определенных районах или в отношении отдельных видов ВБР (например, до 2008 года). При снятие указанных ограничений рыболовства действующее законодательство (при условии наличия в отношении определенных видов ВБР в определенных районах истории промысла за пределами 9-ти лет) не позволяет распределить данный ресурс между пользователями, а также ограничивает допуск пользователей к участию в торгах.
Введение четвертого способа предоставления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов обусловлено необходимостью избежать возникновения коррупционных схем и махинаций с обоснованием объемов освоения для перерасчета объема закрепляемых прав, а также направлено на консолидацию общих объемов прав, имеющихся у пользователей. Такая система предоставления прав на природные воспроизводимые ресурсы на новый срок введена по аналогии с другим природоресурсным законодательством.
Начиная с даты вступления в силу Закона о рыболовстве действовал "исторический принцип" распределения долей квот между пользователями сначала на срок 4 года и позже (с 2008 года) на срок 10 лет путем закрепления за этими лицами долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов.
Введение указанного порядка позволило юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся добычей (выловом) водных биоресурсов, строить свою работу на долгосрочную перспективу - планировать свою финансовую и хозяйственную деятельность на длительный срок, в течение которого, в случае необходимости, открывались дополнительные возможности как для инвестирования в развитие береговой переработки рыбных ресурсов, так и в строительство и/или модернизацию судов рыбопромыслового флота.
Новый механизм работы отрасли позволил существенно увеличить объем добычи (вылова) водных биоресурсов: за период с 2004 года по 2014 год добыча (вылов) водных биоресурсов увеличилась на 46,3% (на 1,3 млн тонн) и составила по итогам 2014 года в общем по всем видам рыболовства 4,2 млн тонн, добытых (выловленных) российскими пользователями во всех районах Мирового океана, в том числе во внутренних водных объектах Российской Федерации.
В Российской Федерации отмечается ежегодный рост внутреннего потребления рыбы и рыбопродуктов на душу населения, которое достигло по итогам 2014 года 22,3 кг, что выше рекомендованной нормы, установленной в размере 18 кг на душу населения в год.
Одновременно за сопоставимый период доля убыточных организаций рыбохозяйственной отрасли снизилась почти вдвое: с 52,1% до 26,5%. Сальдированный финансовый результат по виду экономической деятельности "Рыболовство, рыбоводство" увеличился с 3,1 млрд. рублей в 2004 году и к концу 2014 года составил 11,1 млрд. рублей.
В настоящее время отечественный рыбопромысловый флот насчитывает всего 2320 судов (2196 - от 55 кВт и выше). Из них в Северном бассейне насчитывается 359 единиц, на Дальневосточном - 1542 ед., в Западном - 198 ед., в Азово-Черноморском - 91 ед. и Каспийском - 130 ед. При этом находятся в эксплуатации и ведут промысел в Северном, Западном и Дальневосточном бассейнах 80-85%, в Каспийском и Азово-Черноморском бассейнах 20-30% из зарегистрированных судов. Более 85% используемых в настоящее время судов рыбопромыслового флота эксплуатируются с превышением нормативных сроков.
Наряду с этим, основные макроэкономические отраслевые показатели ряда последних лет демонстрируют стагнационные признаки развития рыбохозяйственного комплекса.
Рыбохозяйственная отрасль в настоящее время характеризуется высокой степенью износа основных фондов (рыбопромысловых судов и оборудования), неэффективными и высокозатратными технологиями.
Рыбопромысловый флот, являющийся основной материально-технической базой рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, составляет более 70% основных производственных фондов и обеспечивает более 90% общего вылова. На судах производится более 92% общего объема мороженой продукции, более 96% рыбной муки и около 15% консервной продукции.
Вместе с тем, общее количество судов рыбопромыслового флота ежегодно уменьшается (в основном за счет списания или продажи судов возрастной группы от 16 до 20 лет), в то же время растет количество судов, эксплуатационный возраст которых превышает нормативный срок полезного использования. За период 2002-2014 годы построено только 49 судов, в том числе на российских судостроительных предприятиях - 30 единиц малых и маломерных. Крупнотоннажные суда рыбопромыслового флота за этот период на отечественных предприятиях не строились.
При этом, только за период с 2006 года по 2008 год пополнение флота составило 217 судов, из которых лишь 4 были построены на российских верфях, остальные были приобретены за рубежом с возрастом не менее 10-15 лет, списано же - 543 судна, что соответственно привело к снижению эффективности работы флота, росту затрат на выпуск продукции, снижению уровня безопасности мореплавания, замедлению темпов внедрения инноваций.
С учетом стагнации уровня добычи (вылова) водных биоресурсов с 2011 года, неустойчивыми показателями производства рыбной продукции, замедлением темпов роста производительности труда и рентабельности показателей в рыбной отрасли, а также отсутствием на перспективу эффективных стимулирующих механизмов для развития рыбного хозяйства Российской Федерации в целом представляется необходимым совершенствование нормативного правового регулирования в сфере рыбного хозяйства, в том числе путем построения новой системы управления использованием рыбных запасов на основе установления единого промыслового пространства для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства.
Указанные проблемы в основном взаимосвязаны и отчасти спровоцированы несовершенством российского законодательства о рыболовстве, которое не стимулирует пользователей повышать освоение водных биоресурсов и производство рыбной продукции прежде всего на территории Российской Федерации; содержащего массу коллизий и противоречий, а также административных барьеров при предоставлении прав на добычу (вылов). И все это при условии отсутствия четких неизменных гарантий со стороны государства на прозрачные методы предоставления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов.
В связи с отсутствием в законодательстве четких требований для бизнеса в этой области, говорить в целом о его неэффективности и о необходимости смены порядка его осуществления является преждевременным и нерациональным.
Также отдельно нужно отметить необходимость четкой дифференциации рыбодобывающих компаний от компаний (перерабатывающих заводов), занимающихся непосредственно переработкой и производством рыбной продукции из уловов водных биоресурсов на территории Российской Федерации. Закон о рыболовстве регламентирует исключительно правила осуществления рыболовства, то есть условия и порядок осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов, а также порядок и условия предоставления пользователям прав на добычу (вылов) водных биоресурсов, и его сфера действия заканчивается деятельностью рыбодобывающих компаний по доставке и выгрузке уловов водных биоресурсов в том или ном виде на территорию Российской Федерации.
Таким образом, Закон о рыболовстве не регламентирует условия осуществления компаниями-переработчиками (рыбоперерабатывающими заводами) переработки и производства рыбной продукции на территории Российской Федерации. Такие требования, условия и порядок осуществления деятельности компаниями-переработчиками, непосредственно осуществляющими переработку и производство рыбной продукции из уловов водных биоресурсов, должны быть регламентированы в отдельном отраслевом законодательстве.
По мнению Минсельхоза России, в настоящее время таких противоречий и коллизий, как в действующем Законе о рыболовстве, не содержится ни в одном отраслевом законодательстве, регламентирующем природные воспроизводимые ресурсы, несмотря на то, что нормы, аналогичные "историческому принципу", предусмотрены в том числе и в Лесном и Водном кодексах Российской Федерации с соответствующей отраслевой спецификой.
Более того, аналогия "историческому принципу" содержится даже в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым предусматривается право арендатора по истечении срока действия договора аренды на заключение договора аренды с арендатором на новый срок без проведения торгов при условии соблюдения ряда обязательств и условий.
С учетом изложенного, законопроект комплексно определяет приоритетные направления развития отрасли путем установления государством ряда четких обязательств и обременений для пользователей при осуществлении промышленного и прибрежного видов рыболовства с учетом предоставления гарантий на долгосрочную и стабильную перспективу закрепления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Так законопроектом увеличивается срок закрепления долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов с 10 до 15 лет, что позволяет:
- коррелировать сроки договорных правоотношений с другим отраслевым природоресурсным законодательством;
- соответствующим субъектам бизнеса принять самостоятельное решение о продолжении или прекращении осуществления такого вида деятельности как рыболовство на установленных государством условиях, которые стимулируют пользователей обновлять флот и увеличивать объёмы освоения ресурса.
Поддержка государством путем предоставления дополнительных объемов квот российских рыбодобывающих компаний, построивших рыбопромысловые суда на российских верфях или рыбоперерабатывающие заводы с целью производства рыбной продукции непосредственно на территории Российской Федерации, также направлено на поддержку российского судостроения и иных смежных отраслей промышленности.
Законопроект обеспечивает установление государством прозрачных правил для осуществления коммерческих видов рыболовства на условиях:
- доставки уловов водных биоресурсов, добытых при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства;
- устранения ранее существовавших административных барьеров в получении прав на добычу (вылов) водных биоресурсов и расширения круга добросовестных пользователей водных биоресурсов.
Следует отметить, что действующий в настоящее время механизм распределения квот на добычу (вылов) водных биоресурсов ориентирован в большей степени на предотвращение коррупции при осуществлении данного вида деятельности. При этом данный механизм не содержит экономических рычагов, стимулирующих повышение эффективности использования водных биоресурсов, поскольку в нем отсутствуют обязательства и требования к долгосрочному инвестированию пользователем.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, им вводятся именно экономические рычаги и механизмы повышения эффективности использования водных биоресурсов путем стимулирования пользователей к долгосрочному инвестированию в свой бизнес с целью эффективного освоения предоставленных им в пользование объемов водных биоресурсов и снижения рисков лишения таких прав за недобросовестные действия.
По мнению авторов, принятие законопроекта устранит противоречия и коллизии в законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, повысит ответственность рыбодобывающих предприятий, а также их заинтересованность в соблюдении законодательства при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов, позволит участникам рынка осуществлять долгосрочное хозяйственное планирование, мотивирует строительство новых рыбопромысловых судов, в том числе и на российских судоверфях, приведет к модернизации старых и постройке новых береговых рыбоперерабатывающих мощностей и тем самым обеспечит появление новых рабочих мест и увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, приведет к стимулированию добычи (вылова) водных биоресурсов на условиях прибрежного рыболовства.
Реализация законопроекта позволит реализовать государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на стабильное обеспечение населения страны качественными продуктами питания, развитие отечественного рыбохозяйственного комплекса, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, а также приоритетных направлениях государственной политики в сфере рыбного хозяйства, предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года и Государственной программой Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
Реализация предлагаемых законопроектом решений не приведет к расширению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, так как всего лишь видоизменяет такие полномочия. Выделение дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов не потребуется.
Вместе с тем, имеется ряд существенных замечаний к законопроекту.
В частности, Комитет отмечает, что многие новеллы законопроекта выходят за рамки реализации поручений Президента Российской Федерации.
Кроме того, законопроект предполагает принятие по итогам его введения в действие 24 нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и 5 ведомственных актов, что затрудняет оценку многих вводимых законопроектом механизмов регулирования.
Например, из содержания законопроекта не ясен механизм распределения прав на добычу (вылов) водных биоресурсов для инвестиционных целей, который предполагается установить актом Правительства Российской Федерации. В этой связи не представляется возможным оценить последствия введения такого регулирования для малого и среднего бизнеса. При этом в законопроекте подробно описана формула расчета долей соответствующих квот, что вполне могло быть установлено актом Правительства Российской Федерации.
Также необходимо привести в соответствие с действующим законодательством терминологию законопроекта, который вводит новые понятия ("морской водный объект", "рыбоперерабатывающие заводы" и др.).
На законопроект поступило заключение Общественной палаты российской Федерации, которая не поддерживает принятие законопроекта в представленной редакции, поскольку предложенное законопроектом регулирование не может обеспечить достижение поставленных Президентом Российской Федерации целей и не соотносится с принципами системного подхода.
Кроме того, на законопроект поступило заключение Счетной палаты Российской Федерации, в соответствии с которым законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Государственно-правовое и Экспертное управления Президента Российской Федерации также представили свои замечания к законопроекту, которые свидетельствуют о необходимости его доработки и приведения в соответствие с требованиями федеральных законов и правилами юридической техники.
В то же время следует отметить, что вышеназванные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии считает возможным поддержать проект федерального закона N 1073148-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.