Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1073148-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предоставляет право на добычу (вылов) водных биоресурсов для инвестиционных целей в области рыболовства. В связи с этим необходимо уточнить, в соответствии с какими критериями будут устанавливаться квоты на вылов биоресурсов для указанных целей (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 7-П).
Кроме того, концепция Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон) предусматривает соотношение квот на вылов водных биоресурсов и видов рыболовства. Установление квот на вылов водных биоресурсов в инвестиционных целях не соответствует данному подходу.
В проектируемой части 2 статьи 11.1 указываются морские пространства, в которых предоставляется право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Указанный перечень не представляется юридически корректным, несмотря на отдельные аналогичные формулировки действующей редакции статьи 30 Федерального закона. В соответствии со статьей 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 года Азовское море является внутренними водами Российской Федерации и Украины. При этом внутренние морские воды включены в указанный перечень.
Термин "район действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов" является широким и может означать различные морские пространства, в которых осуществляется сотрудничество государств в данной сфере. Следовательно, необходимо либо указать "открытое море", разграничивая тем самым территории, на которых действует суверенитет Российской Федерации, и территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, с одной стороны, и территории за пределами действия юрисдикции Российской Федерации, с другой, либо изменить редакцию проектируемой нормы в целом. Аналогичное замечание относится к проектируемым изменениям статьи 19 Федерального закона.
В проектируемой редакции пункта 10.1 части 1 статьи 1 предлагается закрепить новое определение термина "прибрежное рыболовство", которое не содержит указания на какие-либо водные объекты или районы. При этом статью 20 Федерального закона "Прибрежное рыболовство" предлагается переименовать - "Прибрежное рыболовство в морских водных объектах, а также в районах действия международных договоров". Необходимо согласовать данные положения. Если предлагается их соотносить как общее с частным, то возникает вопрос о существовании и регулировании прибрежного рыболовства в иных водных объектах и районах. Во избежание неоднозначного толкования следует включить в проектируемое понятие указание на пространственные пределы.
В проектируемых статьях 19, 19.1 (регулирующих промышленное рыболовство), статье 20 (регулирующей прибрежное рыболовство) и статье 30 (устанавливающей квоты добычи (вылова) биоресурсов), по сути, закрепляется и применяется классификация водных объектов. Предлагаемая классификация включает: "морские водные объекты", "внутренние водные объекты" (которые не называются "пресноводными водными объектами", но из которых исключаются внутренние морские воды Российской Федерации) и "районы действия международных договоров". Кроме того, в проектируемых статьях 57 - 59 используется термин "промышленное рыболовство в пресноводных водных объектах". Полагаем, что вопрос классификации водных объектов является общим и не может регулироваться исключительно в рамках положений об отдельных видах рыболовства и квотах. При этом обращаем внимание, что Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года не содержит такой классификации. Аналогичное замечание относится к предлагаемой в проектируемой статье 30 классификации "видов квот добычи (вылова) водных биоресурсов", основанной на смешанном подходе.
Как следует из материалов, приложенных к проекту, для его реализации потребуется принятие значительного числа подзаконных актов. Полагали бы целесообразным отразить в законе основные положения, которые должны получить развитие в данных актах.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.